Планы семинарских и практических занятий по дисциплине "Региональная экономика", страница 3

3. Перспективы развития учреждений образования в России и в регионах.

Следует определить экономические предпосылки формирования социальной инфраструктуры и возможности на региональном уровне решать проблемы сферы СКС по обеспечению жильем, предприятиями здравоохранения, культуры, образования и др. Рассмотреть положительный опыт некоторых регионов в решении данных вопросов. Определить уровень государственной поддержки в решении перечисленных проблем и реальные возможности региональных властей (программы, инвестиции, внебюджетные фонды, пилотные проекты и др.)

Тема 10. Региональная политика и регионализм

1. Значение региональной политики в реформировании экономики России.

2. Цели и задачи региональной политики России.

3. Региональные финансы и их составные части.

Есть определение регионализма как метода научного познания; необходимо раскрыть характер и содержание региональных процессов на разных этапах исторического развития России. Задачи стабилизации обстановки в регионах на основе принципов федерализма. Государственное устройство России. Основные положения региональной политики. Место и роль региональных рынков в экономике РФ.

Тема 11. Экономическое районирование. Западная зона и ее экономические районы

1. Принципы и факторы экономического районирования.

2. Характеристика и анализ Северо-Западного экономического района.

3. Характеристика и анализ Северного экономического района.

4. Характеристика и анализ Центрального экономического района.

5. Характеристика и анализ Волго-Вятского экономического района.

6. Характеристика и анализ Центрально-Черноземного экономического района.

7. Характеристика и анализ Северо-Кавказского экономического района.

8. Характеристика и анализ Поволжского экономического района.

9. Характеристика и анализ Уральского экономического района.

Следует показать, что процесс районирования носит объективный характер, а основой формирования экономических районов является территориальное разделение труда. Дать определение понятия экономического района, назвать его главные признаки, районообразующие факторы. Определить размеры экономических районов, таксономического уровня, степень освоенности; состав экономических районов, население и трудовые ресурсы, структуру и размещение ведущих отраслей народного хозяйства.

Тема 12. Восточная зона и ее экономические районы

1. Роль и значение Сибири и Дальнего Востока в экономике России.

2. Характеристика и анализ Западно-Сибирского экономического района.

3. Характеристика и анализ Восточно-Сибирского экономического района.

4. Характеристика и анализ Дальневосточного экономического района.

Следует показать несоизмеримо большие размеры территории зоны с недостаточной численностью трудовых ресурсов и неразвитой инфраструктурой. Определить удельный вес стратегических, ценных и дефицитных природных ресурсов в соотношении с общероссийскими. Показать деформированность и ветхость промышленной, социальной инфраструктуры, практическое отсутствие коммуникаций и транспортной сети. Определить природно-ресурсный потенциал Восточной зоны и соотнести его с перспективой ориентации внешнеэкономических связей на государства Юго-Восточной Азии.

Тема 13. Внешнеэкономические связи России

1. Сущность международного разделения труда.

2. Принципы сотрудничества России со странами СНГ.

3. Внешнеэкономические связи регионов РФ со странами Восточной Европы.

4. Свободные экономические зоны.

Раскрыть суть понятия международного разделения труда и определить формы внешнеэкономических связей. Варианты установления прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческими фирмами зарубежных стран. Особенности внешнеэкономических связей со странами СНГ. Региональный аспект внешнеэкономических связей с государствами Восточной и Западной Европы. Новые формы сотрудничества и становление рыночных структур в регионах.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Цель контрольной работы — проверить знания студента по одной из тем курса, выявить умение анализировать практический опыт, собирать статистический материал, решать конкретные практические задачи.