Программа учебная дисциплина "Концепции современного естествознания" (Содержание дисциплины. Темы реферативных контрольных работ)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Утверждена

Ученым советом

Экономического факультета

5 марта 2002 г., пр. № 5

программа

дисциплины

Концепции современного естествознания

(для студентов всех специальностей)

Санкт-Петербург

2002

Кафедра математики и естествознания

Автор

доцент кафедры математики и естествознания СПбГУП, кандидат технических наук

А. Г. Варехов

Рецензенты:

профессор кафедры философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук Б. И. Иванов;

профессор кафедры информатики Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор технических наук А. П. Пакидов

Пояснительная записка

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” включена в структуру цикла общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы. Цель дисциплины — сформировать у студентов гуманитарных специальностей ясное и целостное представление о естественной картине мира и показать какую важную роль в жизни общества и государства играют физика, математика, биология и другие фундаментальные и прикладные естественные науки.

Студенты, успешно изучившие дисциплину “Концепции современного естествознания”, должны:

— уметь использовать самый широкий круг аналогий (в том числе в области материальной культуры и естественных наук) при анализе каких-либо явлений и задач гуманитарной сферы;

— уметь использовать методы и приемы естественных наук при подготовке и в ходе своей профессиональной деятельности;

— знать и уметь использовать (в том числе и в практике работы на компьютере) совокупность символьных и формальных представлений и образов, характерных для точных наук;

— осознавать и оценивать человека и общество в их биологическом и социальном единстве;

— иметь ясные представления относительно материальной природы нашего мира и законов развития природы, человека и общества.

Дисциплина изучается в течение одного или двух семестров и завершается сдачей зачета. Промежуточная форма отчетности —  контрольная работа.

Тематический план[1]

Номер и название темы

Всего часов

Всего аудиторных часов

В том числе

лекции

семинарские занятия

СРС

1. Взаимопроникновение гуманитарных и точных наук

8

2

2

6

2. Естественнонаучная работа

12

6

4

2

6

3. Современное общество и естествознание

10

6

4

2

4

4. Механическая и электродинамическая картина мира

18

8

6

2

10

5. Порядок и беспорядок в природе. Хаос и структура. Самоорганизация

18

8

4

4

10

6. Пространственно-временные представления

22

10

6

4

12

7. Элементы термодинамики

12

6

4

2

6

8. Элементы теории информатики

12

4

2

2

8

9. Логика и вероятность

12

4

2

2

8

10. История биологических знаний

12

4

2

2

8

11. Биология и проблемы развития

12

6

4

2

6

12. Элементы биологии человека

12

4

2

2

8

13. Элементы экологии

18

8

4

4

10

14. Элементы космологии

22

10

6

4

12

Итого

200

86

52

34

114

Тема 1. Взаимопроникновение гуманитарных и точных наук

Законы природы — единая методологическая основа гуманитарных и естественных наук. Гуманизация точных наук и формализация гуманитарных наук. Единство творческого и рационального подходов в гуманитарной и естественнонаучной сферах деятельности. Поддается ли формализации художественное творчество? Что такое формализм в искусстве и означает ли формализация искусства смыкание его с аналитическими науками? Роль интуиции в искусстве и науке. Чувственная и интеллектуальная интуиция. Интуиция и психология. Соотношение чувства, опыта и разума в гуманитарных и естественных науках. Творческое воображение и его материальная основа. Методы точных наук в юриспруденции и судопроизводстве. Физико-химические методы исследований и судебно-медицинская экспертиза. Такие методы и понятия кибернетики, как гомеостаз или обратная связь в социологии. Кибернетика и общество. Математическая статистика и социальная статистика. Необходимость естественно-научной грамотности для журналиста. Точное описание явлений и фактов во всех сферах жизни как первый и необходимый элемент культуры. Границы естественных наук и эзотерические науки. Где кончаются научные представления и начинаются псевдонаучные рассуждения?

Тема 2. Естественнонаучная культура

Развитие естественных наук как часть культурного процесса. Обзор этапов развития технической, физической и математической мысли от древних времен до наших дней: от архимедова винта до атомного реактора. Научные школы древности. Метафизика и диалектика. Натурфилософия. Законы, по которым развивались естественные науки. Научно-техническая революция в XX веке. Современный научный метод.

Тема 3. Современное общество и естествознание

Кумулятивный характер развития науки. Наука в развитом индустриальном обществе. Взаимоотношения науки и государства. Краткая история важнейших научных открытий в XIX–ХХ веках. Открытие радиоактивности и рентгеновских лучей, космические лучи и рентгеновская спектроскопия, сверхпроводимость, элементарные частицы. Развитие квантовой теории и теории относительности. Разработка механизма цепных реакций и путь к ядерной энергетике. Успехи астрофизики, в том числе открытие “красного” смещения света галактик. Открытие транзистора и вычислительные машины. Успехи н просчеты индустриальной цивилизации. Постиндустриальное общество и будущее человечества.

Тема 4. Механическая и электродинамическая картина мира

История развития механики от древности до наших дней. Механика как наука после И. Ньютона. Развитие в рамках механики представлений о непрерывности, бесконечно малом и бесконечно большом. Понятие системы в механике и системные представления: микро-, макро- и мегасистемы. Понятия состояния и суперпозиции в механике. Законы сохранения в механике. Пространство и время в классической механике. Принцип относительности Г. Галилея в механике. Неопределенность как фундаментальное ограничение классической механики. Принцип дополнительности на рубеже перехода от классической механики к квантовой. Причинность и случайность в физике, начиная от ньютоновской

Похожие материалы

Информация о работе