Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Утверждена
Ученым советом
Экономического факультета
5 марта 2002 г., пр. № 5
программа
дисциплины
Концепции современного естествознания
(для студентов всех специальностей)
Санкт-Петербург
2002
Кафедра математики и естествознания
Автор
доцент кафедры математики и естествознания СПбГУП, кандидат технических наук
А. Г. Варехов
Рецензенты:
профессор кафедры философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук Б. И. Иванов;
профессор кафедры информатики Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор технических наук А. П. Пакидов
Пояснительная записка
Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” включена в структуру цикла общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования в рамках многоуровневой системы. Цель дисциплины — сформировать у студентов гуманитарных специальностей ясное и целостное представление о естественной картине мира и показать какую важную роль в жизни общества и государства играют физика, математика, биология и другие фундаментальные и прикладные естественные науки.
Студенты, успешно изучившие дисциплину “Концепции современного естествознания”, должны:
— уметь использовать самый широкий круг аналогий (в том числе в области материальной культуры и естественных наук) при анализе каких-либо явлений и задач гуманитарной сферы;
— уметь использовать методы и приемы естественных наук при подготовке и в ходе своей профессиональной деятельности;
— знать и уметь использовать (в том числе и в практике работы на компьютере) совокупность символьных и формальных представлений и образов, характерных для точных наук;
— осознавать и оценивать человека и общество в их биологическом и социальном единстве;
— иметь ясные представления относительно материальной природы нашего мира и законов развития природы, человека и общества.
Дисциплина изучается в течение одного или двух семестров и завершается сдачей зачета. Промежуточная форма отчетности — контрольная работа.
Тематический план[1]
Номер и название темы |
Всего часов |
Всего аудиторных часов |
В том числе |
||
лекции |
семинарские занятия |
СРС |
|||
1. Взаимопроникновение гуманитарных и точных наук |
8 |
2 |
2 |
— |
6 |
2. Естественнонаучная работа |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
3. Современное общество и естествознание |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
4. Механическая и электродинамическая картина мира |
18 |
8 |
6 |
2 |
10 |
5. Порядок и беспорядок в природе. Хаос и структура. Самоорганизация |
18 |
8 |
4 |
4 |
10 |
6. Пространственно-временные представления |
22 |
10 |
6 |
4 |
12 |
7. Элементы термодинамики |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
8. Элементы теории информатики |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
9. Логика и вероятность |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
10. История биологических знаний |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
11. Биология и проблемы развития |
12 |
6 |
4 |
2 |
6 |
12. Элементы биологии человека |
12 |
4 |
2 |
2 |
8 |
13. Элементы экологии |
18 |
8 |
4 |
4 |
10 |
14. Элементы космологии |
22 |
10 |
6 |
4 |
12 |
Итого |
200 |
86 |
52 |
34 |
114 |
Тема 1. Взаимопроникновение гуманитарных и точных наук
Законы природы — единая методологическая основа гуманитарных и естественных наук. Гуманизация точных наук и формализация гуманитарных наук. Единство творческого и рационального подходов в гуманитарной и естественнонаучной сферах деятельности. Поддается ли формализации художественное творчество? Что такое формализм в искусстве и означает ли формализация искусства смыкание его с аналитическими науками? Роль интуиции в искусстве и науке. Чувственная и интеллектуальная интуиция. Интуиция и психология. Соотношение чувства, опыта и разума в гуманитарных и естественных науках. Творческое воображение и его материальная основа. Методы точных наук в юриспруденции и судопроизводстве. Физико-химические методы исследований и судебно-медицинская экспертиза. Такие методы и понятия кибернетики, как гомеостаз или обратная связь в социологии. Кибернетика и общество. Математическая статистика и социальная статистика. Необходимость естественно-научной грамотности для журналиста. Точное описание явлений и фактов во всех сферах жизни как первый и необходимый элемент культуры. Границы естественных наук и эзотерические науки. Где кончаются научные представления и начинаются псевдонаучные рассуждения?
Тема 2. Естественнонаучная культура
Развитие естественных наук как часть культурного процесса. Обзор этапов развития технической, физической и математической мысли от древних времен до наших дней: от архимедова винта до атомного реактора. Научные школы древности. Метафизика и диалектика. Натурфилософия. Законы, по которым развивались естественные науки. Научно-техническая революция в XX веке. Современный научный метод.
Тема 3. Современное общество и естествознание
Кумулятивный характер развития науки. Наука в развитом индустриальном обществе. Взаимоотношения науки и государства. Краткая история важнейших научных открытий в XIX–ХХ веках. Открытие радиоактивности и рентгеновских лучей, космические лучи и рентгеновская спектроскопия, сверхпроводимость, элементарные частицы. Развитие квантовой теории и теории относительности. Разработка механизма цепных реакций и путь к ядерной энергетике. Успехи астрофизики, в том числе открытие “красного” смещения света галактик. Открытие транзистора и вычислительные машины. Успехи н просчеты индустриальной цивилизации. Постиндустриальное общество и будущее человечества.
Тема 4. Механическая и электродинамическая картина мира
История развития механики от древности до наших дней. Механика как наука после И. Ньютона. Развитие в рамках механики представлений о непрерывности, бесконечно малом и бесконечно большом. Понятие системы в механике и системные представления: микро-, макро- и мегасистемы. Понятия состояния и суперпозиции в механике. Законы сохранения в механике. Пространство и время в классической механике. Принцип относительности Г. Галилея в механике. Неопределенность как фундаментальное ограничение классической механики. Принцип дополнительности на рубеже перехода от классической механики к квантовой. Причинность и случайность в физике, начиная от ньютоновской
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.