Программа курса "Введение в специальность (Экономика и управление на предприятиях культуры и искусства)" (Тематический план курса)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

характеристики экономиста-менеджера в современных условиях.

Развитие мировой цивилизации, внедрение новых технологий, электронной техники предопределяют увеличение свободного времени человека а, соответственно, развитие предприятий культуры и искусства, т. е. предприятий, удовлетворяющих культурные потребности человека. Современные процессы развития культуры и искусства требуют адекватного экономического осмысления, что, в свою очередь, диктует необходимость подготовки принципиально новых специалистов для данной сферы.

Целью курса “Введение в специальность” является ознакомление студентов 1 курса экономического факультета со спецификой организации производства продукта в области культуры и искусства и комплексом дисциплин, включенных в процесс обучения.

Тематический план курса

Номер и название темы

Кол-во

часов

В том числе

лекции

практ.

1. Специальность “Экономика и управление на предприятиях культуры и искусства” и ее специализации

2

2

2. Культура и искусство как отрасль экономики

2

2

3. Продукт предприятий культуры

2

2

4. Экономические аспекты системы культурных потребностей

2

2

5. Виды и специфика предприятий культуры и искусства

6

2

4

6. Организация деятельности клубных учреждений

2

2

7. Организация деятельности театров

2

2

8. Организация деятельности музеев

2

2

9. Технология производства продукта кинематографа

2

2

10. Технология производства продукта шоу- и игорного бизнеса

2

2

11. Деятельность экономиста-менеджера в области культуры и искусства

4

2

2

12. Научно-исследовательская работа студентов по специальности и информационное обеспечение

2

2

13. Сущность и значение различных дисциплин, входящих в учебные планы подготовки специалистов

2

2

Итого

32

26

6

Тема 1. Специальность “Экономика и управление на предприятиях культуры и искусства” и ее специализации

Особенности подготовки экономистов по данной специальности. Необходимость профессионально подготовленных специалистов и область их использования.

Специализации по данной специальности, их характеристика; особенности подготовки специалистов. Необходимость гуманитарной подготовки для экономистов-менеджеров в области культуры и искусства.

Тема 2. Культура и искусство как отрасль экономики

Характеристика входящих в область культуры и искусства видов предприятий. Необходимость кадров высокой квалификации для организации деятельности предприятий культуры и искусства. Взаимосвязь экономики культуры и искусства с другими областями экономических и культурологических знаний. Экономические отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукта отрасли.

Тема 3. Продукт предприятий культуры и искусства

Характер продуктов отрасли. Понятие материального и нематериального продукта, их классификация. Услуга как специфический продукт отрасли. Отличительные характеристики услуги как продукта. Способ существования продукта на рынке, понятие “культурное благо”. Специфика ценообразования на продукт отрасли. Вторичный продукт и вторичные рынки в культуре и искусстве.

Тема 4. Экономические аспекты системы культурных потребностей

Понятие “потребность”, объективная и субъективная сущность потребности. Понятие “культурная потребность”, классификация культурных потребностей. Социально-экономические факторы, влияющие на формирование культурных потребностей индивида и социума.

Тема 5. Виды и специфика предприятий культуры и искусства

Виды собственности в сфере культуры и искусства. Организационно-правовые формы предприятий культуры и искусства. Приоритетное развитие малого и среднего бизнеса в отрасли. Коммерческие и некоммерческие предприятия культуры и искусства, их классификация. Экономические механизмы функционирования коммерческих и некоммерческих предприятий отрасли. Деловая игра: “Разработка проекта предприятия культуры и искусства”.

Тема 6. Организация деятельности клубных учреждений

Понятие и функции клубов. Виды клубов, их трансформация и модификация в условиях рынка. Источники финансирования клубов. Механизм финансового планирования и ценообразования. Оплата  и стимулирование труда работников клубов. Формы хозяйствования и перспективы существования и развития. Развитие предпринимательства в клубных учреждениях. Виды коммерческой деятельности. Типы договоров и экономических отношений клубов как владельцев театрально-концертных залов с театрально-зрелищными предприятиями. Организация дискотек, презентаций.

Тема 7. Организация деятельности театров

Виды театров. Театры федерального, областного и муниципального подчинения. Источники финансирования театров. Организационная структура театра. Технология производства продукта театра. Организация гастролей. Коммерческая деятельность театров. Вторичные рынки и вторичный продукт в театре. Государственная культурная политика и перспективы развития театров.

Тема 8. Организация деятельности музеев

Виды и функции музеев. Федеральная, муниципальная и ведомственная принадлежность музеев. Источники финансирования музеев. Организационная структура музеев. Зарубежный опыт работы музеев. Государственная культурная политика и перспективы развития музеев. Коммерческая деятельность музеев. Вторичные рынки и вторичный продукт музеев. Арт-бизнес, коммерческие галереи, организация их деятельности.

Тема 9. Технология производства продукта кинематографа

Кинопроизводство, прокатные конторы, кинотеатры как единая экономическая система. Суперстудии, мини-студии, независимые продюсеры, их значение в развитии кинематографа. Виды прокатных контор, их деятельность, продажа лицензий на показ фильмов, организация работы кинотеатров, способы получения дополнительных доходов. Вторичные рынки и вторичный продукт в кино. Американская и российская модели кинематографа, роль агентов и адвокатов. Предпосылки развития отечественного кино.

Тема 10. Технология производства продукта шоу- и игорного бизнеса

Продукт шоу-бизнеса, его виды. Социально-экономические факторы, влияющие на развитие шоу-бизнеса. Создание и продвижение на рынке продукта шоу-бизнеса. Функции продюсера и менеджера шоу-бизнеса. Организация гастролей.

Историческая характеристика и общественно-экономические предпосылки развития игорного бизнеса. Виды игорного бизнеса. Финансовое планирование и ценообразование. Особенности налогообложения. Специфика партнерских отношений в игорном бизнесе. Зарубежный опыт. Проблемы развития игорного бизнеса в России.

Тема 11. Деятельность экономиста-менеджера в области культуры и искусства

Похожие материалы

Информация о работе