Глава 1. Экологического образования детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность экологического образования дошкольников.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не части образования, а новый смысл ее цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества.
Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Период выработки новых понятий «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», «экологическое образование».
В настоящий момент речь идет о всеобщем экологическом образовании, так как его целью является формирование личности, обладающей экоцентрическим сознанием, которое в свою очередь формируется в процессе приобретения человеком знаний о природе и определяет поведение и отношение к окружающему миру природы.
Базирующееся на новом «инвайроментальной парадигме» экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим поскольку для него характерны следующие особенности:
1. высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы;
2. отказ от иерархической картины мира;
3. цели и взаимодействие с природой является максимальное удовлетворение как потребности человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействия на природу сменяется взаимодействием;
4. характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»;
5. природа и все природные воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком;
6. этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми так и на взаимодействие с миром природы;
7. развитие природы и человека мыслится как процесс к эволюции взаимовыгодного единства;
8. деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.[1]
Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:
1. ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;
2. восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
3. баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Следует отметить, что становление экологического образования как нового направления дошкольной педагогике началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 90тые годы и связало с появлением творческой инициативы специалистов дошкольного образования. Современное экологическое образование, как особое направление дошкольной педагогике формируется на основе нескольких составляющих:
· традиционные для отечественной педагогики методы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдений, экскурсиях;
· народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
· мировой опыт.
Его становление происходило различными путями. Первый из которых можно обозначить как стихийный. Второй – системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае разрабатывается региональная концепция непрерывного экологического образования, и в ней определенное место отводится дошкольной ступени. В этом случае цели и задачи дошкольного образования определяют, исходя из положений региональной концепции (Линючев А.В. 2000).
В настоящее время в содержании экологического образования детей дошкольного возраста выделяют концептуальные положения, состоящие из ряда компонентов:
1) научно-познавательный;
2) ценностный;
3) нормативный;
4) практико-деятельный.
Экологическое образование дошкольников – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Николаева С.Н. (1999) пишет, что «… ознакомление детей с природой в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
В настоящее время между целями и задачами экологического образования дошкольников и его содержанием существует определенное противоречие, суть которого заключаются в следующем «декларируемых цели и задачи экологического образования базируется на новой парадигме – био(эко)центризме, а отбор содержания и методик нередко производится на основе старой парадигме – антромоцетрической…» - говорит Рыжова Н.А. (2001).
Николаева С.Н. (1999) определяет цель экономического образования детей – формирование начал экологической культуры, что означает в дошкольном, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, усваивать успешно в совокупности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.