Приемы и методы экономического анализа. Методы элиминирования в экономическом анализе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО                           АНАЛИЗА

2.1 Сущность и классификация приемов и методов               экономического анализа

2.2 Приемы сравнений и сопоставлений в экономическом                 анализе

2.3 Прием группировок в экономическом анализе

2.4 Метод детализации в экономическом анализе

2.5 Индексный метод в экономическом анализе

2.6  Методы элиминирования в экономическом анализе

2.7 Вопросы и тесты для самопроверки усвоения                материала по главе 2

2.1 Сущность и классификация приемов и методов                 экономического анализа

Исследование экономических явлений и процессов производится с помощью различных средств и способов, которые получили название приемы и методы анализа.

Под приемом экономического анализа понимается один отдельный способ исследования экономических явлений и процессов. К важнейшим из них относятся приемы сравнений и сопоставлений, приемы группировок, способы детализации, балансовый прием и другие.

Под методом экономического анализа (в узком смысле) понимается использование комбинации из нескольких способов или приемов исследования экономических явлений и процессов, применяемых в совокупности или в определенной последовательности.

Все приемы и методы экономического анализа можно классифицировать или разделить на некоторые группы в зависимости от определенных признаков.

В зависимости от важности приемы и методы подразделяются на основные и производные от них.

К основным приемам и методам анализа относятся приемы и методы, в основе которых лежит диалектическая природа процесса познания. К ним относятся приемы сравнений и сопоставлений, метод группировки, балансовый прием, метод детализации. Приведенные приемы и методы являются основой и входят в состав других приемов и методов экономического анализа.

В зависимости от содержания приемы и методы экономического анализа можно дифференцировать на следующие виды:

-  экономико-статистические приемы и методы;

-  экономико-логические приемы и методы;

-  экономико-математические методы;

-  экономико-эвристические приемы и методы.

Экономико-статистические приемы и методы возникли на основе взаимосвязанного развития экономической статистики и экономического анализа.

К основным экономико-статистическим приемам и методам экономического анализа относятся следующие методы:

-  прием группировок;

-  индексный метод;

-  методы обработки рядов динамики (экстраполяции, интерполяции);

-  методы корреляционного и регрессионного анализа и другие приемы и методы.

Вторая группа аналитических методов включает экономико-логические приемы и методы. Данная группа предполагает использование при проведении исследований не только результаты расчетов значений показателей, но и логику и знания экономических явлений и процессов. К основным экономико-логическим приемам и методам относятся:

-  метод детализации;

-  методы элиминирования (устранения);

-  балансовый прием;

-  метод выделения «узких мест» и ведущих звеньев;

-  метод обобщений (синтеза);

-  метод простых и сложных процентов;

-  методы дисконтирования;

-  методы выбора, оценки и обоснования экономической эффективности управленческих решений (инвестиций) и другие приемы и методы.

Экономико-математические методы – это особая группа методов, с помощью которых исследуют сложные экономические явления, выраженные в моделях, которые представлены в виде целой системы математических уравнений и неравенств. К основным экономико-математическим методам экономического анализа относятся:

-  методы линейного, динамического и выпуклого программирования;

-  сетевые методы;

-  теория игр;

-  теория массового обслуживания;

-  матричные методы анализа;

-  теория графов;

-  бейесовский анализ;

-  гармоничный анализ и многие другие.

Экономико-эвристические методы – это методы, основанные на знаниях и интуиции специалистов. Экономико-эвристических методы экономического анализа включают:

- метод экспертных оценок;

- метод анализа иерархий;

- метод ассоциаций и аналогий;

- метод сценариев;

- метод «мозгового штурма» и другие методы.

В зависимости от цели анализа основные приемы дифференцируются на группы, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Группы основных приемов в зависимости от цели                                   анализа

Цель (этап) анализа

Основные приемы анализа

1 Приведение данных в удобную форму для проведения анализа

Метод группировки

2 Анализ уровня и динамики исследуемого объекта

Метод 1 пункта

Приемы сравнений и сопоставлений

Методы обработки рядов динамики

Индексный метод

3 Анализ факторов, влияющих на изменение исследуемого объекта

Методы 1-2 пунктов

Метод детализации

Методы элиминирования

Метод балансовой увязки

Корреляционный анализ

Экономико-эвристические методы

4 Выявление и анализ причин, повлиявших на изменение действия факторов, и обоснование вариантов управленческих решений

Методы 1-3 пунктов

Метод обобщений (синтеза)

Экономико-математические методы

Экономико-эвристические методы

5 Выбор наилучшего управленческого решения и оценка его эффективности

Методы 4 пункта

Методы оценки абсолютной и сравнительной эффективности управленческих решений

Прогнозный анализ, включающий методы 1-4 пунктов

Таким образом, в зависимости от цели анализа используются вполне определенные приемы и методы экономического анализа и диагностики.

В зависимости от типа исследуемой экономической модели различают методы и приемы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с анализируемым показателей носит функциональный характер.

Основные приемы и методы, наиболее часто используемые в детерминированном факторном анализе, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Область использования основных методов                                   детерминированного факторного анализа

Наименование    аналитического метода

Область использования аналитического метода

Отбор факторов и формирование модели

Расчет и оценка влияния факторов

Выявление резервов производства

Оценка резервов

1 Метод детализации    (приемы удлинения,    наращения, сокращения, комбинированный)

+

-

-

-

2 Метод элиминирования

-

+

+

+

3 Индексный метод

-

+

+

+

4 Метод выделения    «узких мест» и ведущих    звеньев

-

-

+

-

Стохастический анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с анализируемым показателей является вероятностной (корреляционной, стохастической).

Основные методы, наиболее часто используемые в стохастическом  факторном анализе, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Область использования основных методов                                   стохастического факторного анализа

Наименование   аналитического метода

Область использования аналитического метода

Отбор факторов и формирование модели

Расчет и оценка влияния факторов

Выявление резервов производства

Оценка резервов

1 Метод аналитических группировок

+

+

+

-

2 Метод сопоставления параллельных и динамических рядов

+

+

+

-

3 Метод корреляционного и регрессионного анализа

+

+

+

+

4 Метод выделения «узких мест» и ведущих звеньев

-

-

+

-

Таким образом, в зависимости от типа аналитической модели используются вполне определенные приемы и методы экономического анализа и диагностики.

2.2 Приемы сравнений и сопоставлений в экономическом                анализе

Приемы сравнений и сопоставлений - наиболее древние и наиболее распространенные способы анализа и диагностики. Их истоки находятся в диалектической природе процесса познания, когда возникает необходимость выявления различий исследуемых явлений.

Прием сравнений заключается в оценке относительного изменения, а прием сопоставлений абсолютного отклонения значения анализируемого показателя (объекта анализа):

-  от планового значения;

-  от значений показателя предшествующих периодов;

-  от нормативного значения;

-  от значения показателя передовых предприятий (цехов, участков, отделений связи и так далее);

-  от значений показателя среднего по отрасли, объединению, организации.

Данные значения называются базой сравнения (сопоставления).

Выбор базы сравнения (сопоставления) производится на основе цели анализа, наличия достоверной информации и других условий анализа. Поэтому сравнение или сопоставление может быть структурное, пространственное, временное, динамическое, рейтинговое и так далее. Прием сопоставлений используется также и при исследовании атрибутивных (не имеющих количественное выражение) признаков. При этом признаки сопоставляются с установленными критериями или закономерностями. В результате выявляются различия, отклонения и противоречия.

Прием сравнений показывает во сколько раз одно значение показателя отличается от другого принятого за базу. В результате использования приема сравнений исчисляются проценты, кратные соотношения (коэффициенты) и промилле изменения значений анализируемого показателя по сравнению с базой.

Прием сопоставлений показывает, на сколько пунктов одно значение показателя отличается от другого, принятого за базу. В результате сопоставлений определяются отклонения значений анализируемого показателя (больше или меньше, со знаком плюс

Похожие материалы

Информация о работе