Классификация затрат. Формирование себестоимости, страница 2

3. По третьему направлению

Автор предлагает делить затраты на регулируемые и нерегулируемые. 

Регулируемые -  это затраты, на которые менеджер может воздействовать. 

Возможны и другие подходы к классификации затрат. Любая классификация должны быть ориентировав на цель, ради которой она выполняется.

Формирование себестоимости

В экономической практике известны различные подходы к калькулированию и учету себестоимости. . Рассмотрим классификацию по некоторым признакам:

1. По времени составления

А) предварительная себестоимость, составленная до начала производства:

-сметная (рассчитанная на основании сметных норм, еще ничего не производим)

-нормативная (определенная на основании нормативов)

Б) провизорная (себестоимость формируемая с использованием отчетных и плановых данных)

С) отчетная себестоимость (формируется по окончанию отчетного периода:

-фактическая (посчитанная на основании факта);

- хозрасчетная 

2. В зависимости от объема затрат, включаемых в себестоимость

Цеховаясебестоимость - складывается из прямых затрат цеха и затрат на содержание цеха (цеховые расходы). 

Производственнаясебестоимость - включает в себя цеховую себестоимость плюс общехозяйственные расходы на содержание аппарата управления. 

Полнаясебестоимость - совокупность производственной себестоимости и внутрипроизводственных расходов на реализацию продукции. 

3. По охватываемому периоду

Себестоимость за месяц

Себестоимость за квартал

Себестоимость за год. 

4. По степени детализации данных

Укрупненная (затраты группируются по статьям, которые используются в ограниченном количестве)

Детализированная себестоимость (включает в себя множество статей и, кроме того,отражаются затраты не только в денежном выражении, но и детализируются с использованием натуральных показателей (расход кабеля в км.)

5. По объектам учета затрат

Позаказнойучет - это формирование затрат в процессе заказа на производство, этот подход используется на единичном, мелко серийном производстве. Основным регистром учета является карточка учета заказа. 

Попроцессныйучет - применяется при непрерывной производстве, когда имеет место массовое производство.  

Попередельныйучет - технологические процессы разбиваются на переделы, каждый из которых кроме последнего заканчивается обработкой сырья и созданием полуфабрикатов. Общая себестоимость будет является суммой себестоимости пределов. 

6. По полноте включения затрат в себестоимость

Учет по полной себестоимости - все затраты списываются на себестоимость, данный подход может быть реализован на основании фактических данных, в которых будут присутствовать бесполезные (лишние) затраты. Метод стандарт-кост - это себестоимость, разработанная на основании стандартных затрат - эталонов. 

Нормативный метод - это метод, основанный на нормативах, которые формируются от достигнутых факторов. 

7. По сокращенной номенклатуре затрат (усеченная себестоимость) - в состав себестоимости затраты включается лишь частично. Примером того является метод директ-костинг. 

В начальный период использования в себестоимость включались переменные производственные расходы, в дальнейшем себестоимость исчислялась на основании переменных производственных и общепроизводственных расходов. Постоянные затраты в себестоимость не включаются. 

Маржинал-костинг - себестоимость формируется только на основании прямых затрат, косвенные не участвуют. Не включаемые в себестоимость затраты списываются на финансовый результат. 

Возможны и другие признаки классификации. В японской модели менеджмента активно используются методы таргет-костинг и кайзен-костинг. 

Суть метода таргет-костинг. Изучается рынок, прогнозируется цена будущего продукта труда. Исходя из цены, которую продиктовал рынок и желаемой прибыли устанавливаются затраты, которые допустимы, в случае если фактическая величина больше, чем на 5% превышает допустимую величину, то необходимо пере проектирование технологического процесса. 

Кайзен-костинг - это метод, позволяющий определить отклонение фактических моделей себестоимости от моделей таргет-костинга. Современные модели управления - это управление по отклонениям.