Понятие законности, ее роль в правовом государстве, значение прокуратуры для укрепления законности, страница 4

С помощью принимаемых законов государство всегда решало очень важные задачи, направленные на создание, формирование и защиту определенных общественных отношений, обеспечивало правопорядок и борьбу с преступностью. Необходимость исполнения законов, контроля и надзора за их соблюдением и наступление ответственности за неисполнение правовых предписаний определяется тем, что в законах, принимаемых высшими органами власти, реализуется определенная политика (экономическая, социальная, по борьбе с преступностью и т.д.) с помощью законов обеспечивается решение стоящих перед государством и обществом политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность – это важный фактор, который организует и консолидирует усилия государственного аппарата, организаций и граждан в нужном обществу направлении, позволяет добиваться, чтобы государство, его органы, организации и граждане выполняли возложенные на них законом обязанности и могли реализовывать свои права.

Важную роль в обеспечении точного и единообразного исполнения законов, т.е. в соблюдении законности, играл и играет надзор прокуратуры. Это специальный орган, призванный в соответствии с Конституцией, добиваться соблюдения Конституции и  исполнения законов в Российском государстве. В уголовном судопроизводстве Республики Казахстан так же предусмотрено осуществление прокурором в пределах своей компетенции надзора за законностью, что, безусловно, влияет на роль и значимость органов прокуратуры и в иных государствах.[3]

При этом следует отметить, что органы прокуратуры не являются единственным государственным органом, на который возложена функция надзора и контроля за соблюдением Конституции РФ, исполнения законов. Обязанность следить за соблюдением законов лежит на Конституционном суде, за соблюдением и исполнением законов – на высших органах власти (представительных и исполнительных), как Федерации, так и ее субъектов, на правоохранительных органах, на ряде других институтах (например на нотариате). В соответствии с указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 создана новая структура органов исполнительной власти – Правительства РФ, в состав Министерств которого включены Федеральные службы, осуществляющие функции контроля и надзора. но функция контроля и надзора для них не единственная функция. В соответствии со своей компетенцией они выполняют и ряд других. Важнейшую роль в обеспечении режима законности играет судебная система, так как, в конечном счете, только суды могут путем принятия решений, имеющих обязательную силу, устранять нарушения закона. Но суды являются органами осуществляющими правосудие. Т.е., разрешающие дела, возникающие по искам, заявлениям заинтересованных сторон, учитывая при этом конкретные обстоятельства, влияющие на содержание решения, поэтому деятельность судов не может исключить необходимость специального органа, обеспечивающего соблюдение законности не зависимо от этих обстоятельств.

Прокуратура, в силу наделения её надзорными полномочиями, является существенной гарантией обеспечения точного, единообразного исполнения законов. По поручению высших  органов государственной власти она содействует исполнению законодательных актов, являющихся реализацией поставленных государством задач в области защиты существующих общественных отношений. Например, путем надзора за соблюдением законов, принятых для проведения экономических, социальных, политических реформ, может активно содействовать этим реформам, противостоять местническим и ведомственным влияниям, оперативно обеспечивать защиту прав и свобод граждан. И хотя на всем протяжении истории своего существования прокуратура не всегда могла независимо и беспрепятственно осуществлять надзор за соблюдением законов, она играла и продолжает играть важную роль в укреплении законности и формировании правопорядка в государстве и обществе.


Список используемой литературы

1.  Конституция Российской Федерации, -М.: Издательство БЕК, 1993. -31с.

2.  ФЗ «О прокуратуре РФ», Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472,

3.  И.Л. Друкаров. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. Барнаул 2004г.

4.  В.Н. Кудрявцев, Законность: содержание и современное состояние. Журнал Российского права №1, 1998 г.

5.  И.В. Велиев., Особенности правового статуса прокурора как субъекта уголовно-процессуальных отношений в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан. «Современное право», 2006 г., №2.



[1] Законность: содержание и современное состояние. В.Н. Кудрявцев. Журнал Российского права №1, 1998 г.

[2] Законность: содержание и современное состояние. В.Н. Кудрявцев. Журнал Российского права №1, 1998 г.

[3] Особенности правового статуса прокурора как субъекта уголовно-процессуальных отношений в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан. И.В. Велиев., «Современное право», 2006 г., №2.