Проблема закона в психологии

Страницы работы

Содержание работы

№ 5. ПРОБЛЕМА ЗАКОНА В ПСИХОЛОГИИ.

Главная цель любой науки – раскрытие законов.

Закон – это раскрытие существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями.

Особенности психологии:

1.  Субъективность изучаемых явлений.Здесь возникает своеобразный парадокс (антиномия): с одной стороны, проблемы психологии относятся к области субъективных явлений, обычно противопоставляемых объективным, с другой – от неё требуется изучение объективных законов психики.

2.  Любой психический процесс протекает в данных конкретных условиях специфическим образом. Отсюда высокая вариативность наблюдаемых явлений.

3.  Вопрос о повторяемости психических явлений – на психику действует много факторов, а как повторить такое воздействие непонятно.

В силу изменчивости и вариативности психич явлений законы в психологии ближе к законам-тенденциям. З-н устанавливает некоторые границы, в кот возможны изменения, вариации.

Психол з-ны касаются того, что в принципе возможно, опираясь на то, что в действительности есть.

Повторяемость применительно к психологическим законам – повторяемость в процессе развития. Само развитие является не прямолинейным, а скорее зигзагообразным (или спиралевидным).

Психологические законы можно отнести в несколько групп (кажется, Ломов постарался)

1.  Характеризуют относительно элементарные зависимости, н-р, устойчивые связи между внеш воздействиями и психическими эффектами (н-р, энергия внеш раздражителя влияет на образование образа). Психофизиологич и психофизич з-ны.

2.  З-ны, раскрывающие динамику психических процессов во времени (какие стадии, фазы сущ-ют в том или ином процессе). Н-р, мыслительный процесс – это фазный процесс: проблема – сбор инфы – анализ инфы – гипотезы – выбор варианта решения.

3.  З-ны, характеризующие структуру психич явл-й. Н-р, стр-ра памяти (кратковрем, оператив, долговрем). + З-ны, устанавливающие структурные взаимоотношения.

4.  З-ны, характеризующие мех-зм формирования психич явл-й, объясняющие, как происходит то или иное явл-е.

5.  З-ны, раскрывающие зависимость эффективности поведения и деятельности от уровня психической регуляции, а также от значения того или иного измерения. Н-р, з-н Йеркса-Додсона (зависимость м/у эфф-тью Д. и величиной мотивации).

6.  З-ны, характеризующие процесс психического развития чел в масштабах его жизни. Н-р, з-ны стадиальность развития IQ, з-н гетерохронности развития психич ф-ций.

7.  З-ны, в кот раскрываются основания различ психич свойств чел, н-р, корреляция с физиол св-вами, темпераментом.

8.  З-ны, кот выражают отношения м/у разными уровнями орг-ции психич процессов и свойств. Н-р, индивидные св-ва, св-ва чела, как субъекта Д., индивидуальности, личности.

В общем, запоминать группы законов не надо, тем более, что они плохо структурированы, это скорее некое обобщение эмпирического опыта.

Вообще строго научный подход должен не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он может действовать, но в психологии нередко частный закон пытаются сделать общим, что плохо.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0