Множественность ощущений. Классификация ощущений по модальности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Фейербах, поскольку она есть общая форма или вид определенной массы ощущений.

В модальности ощущения отражается общее свойство различных предметов внешнего мира (например, освещенность и цвет различных по своей форме, плотности, звуковым свойствам вещей). Можно сказать, что каждая определенная форма ощущений (зрительная, слуховая и т. д.) отражает через единичное общее свойство данной формы движения материи.7

Экспериментально-психологические исследования показали, что в первые мгновения зрительного ощущения человек осознает прежде всего то, что на него действует в данный момент не звук или запах, а свет, т. е. самое общее в оптических раздражителях. Лишь затем человек осознает конкретное качество

(хроматический или ахроматический цвет, его «тон» и насыщенность) и интенсивность.

Например, физиологические исследования также показывают, что при выработке условного рефлекса на световой раздражитель (например, красный свет) вначале имеется общая реакция анализатора на любой световой раздражитель (но не вообще на любое внешнее воздействие), т. е. разлитое состояние процесса возбуждения. Лишь в процессе дифференцировки (различного действия подкрепляемых и неподкрепляемых раздражителей) реакция возникает не на любой световой раздражитель, а именно на красный свет.

Следовательно, в каждом отдельном ощущении отражаются и общие свойства данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете внешнего мира. Эти особенные проявления выступают в виде качества ощущений, по поводу которого Ленин писал: «Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а нем неизбежно и качество...»8

По качествам каждая модальность многообразна. Зрительные ощущения, например, различаются по цветовым тонам и насыщенности, причем эти различия не сводятся только к основным спектральным цветам, но включают в себя многообразные их сочетания (по физическим законам смешения цветов) и взаимовлияния. Достаточно сказать, что только для распознавания и наименования цветовых признаков растений употребляется на русском языке около 230 названий цветов, относительно соответствующих

--------------7 Именно поэтому ощущения классифицируются по модальностям, а сама классификация ощущений неизбежно включает в себя их материальные источники (физические, механические, химические и т. д.).

8 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 315.

119

международной шкале цветов для биологов, включающей свыше 300 названий для различных оттенков цветов.9 Но таких ощущаемых оттенков цветов

(вариаций и сочетаний цветовых тонов) много тысяч, для обозначения которых недостаточно самых богатых речевых средств. Слуховые ощущения различаются по таким качествам, как высота, громкость, тембр ощущаемых звуков и их сочетаний; вкусовые качества также многообразно модифицируются при слиянии, смешении, контрастах и т. д.

Единство модальности ощущений выступает в многообразии их качеств, отражающих качественное многообразие явлений и свойств данной

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
20 Kb
Скачали:
0