Типы личности по А.Адлеру

Страницы работы

Содержание работы

Калганова, 12911

Типы личности по А.Адлеру.

Стиль жизни закладывается в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не претерпевает значительных изменений. Ребенок, испытывая чувство неполноценности из-за своих физических или иных ограничений , пытается его преодолеть, проявляя комплекс поведенческой активности направленной на устранение неполноценности. Это активность становится его стилем жизни, тем, что будет определять его поведение в будущем. То есть отношение к определенным сторонам жизни зависит от выбранного жизненного стиля, все психические процессы составляют единое целое и приобретают значение в контексте жизненного стиля.  Жизненный план, названный в теории А.Адлера  стиль жизни, является способом адаптации к жизни, посредством поставленных целей и способов их достижения. Он соединяет в себе уникальные черты, способы поведения, привычки, которые в целом определяют индивидуальную картину личности.

Адлер говорит о том, что человек на протяжении своей жизни сталкивается с тремя глобальными проблемами: любовь, дружба, работа. Преодоление этих проблем зависит от выбранного стиля жизни. Эти проблемы тесно  взаимосвязаны, так как их решение необходимо для сохранения и продолжения жизни в окружении и человека.

Каждый стиль жизни уникален. Адлер, выделяет двухмерную теорию установок, в которой выделяет два измерения, обусловленные стилем жизни: «социальный интерес» и «степень активности». Первое определяется в сотрудничестве с другими людьми за общие интересы и отношением к людям. Второе, определяется тем, как человек решает свои жизненные проблемы. При недостаточной выраженности социального интереса у человека, Адлер выделяет три типа установок: управление, избегание, получение. Эти установки отличаются по степени активности и образуют определенный тип личности: управляющий, избегающий, берущий. При высоких степени активности и социального интереса формируется четвертый тип-  социально-полезный.

Самоуверенные и напористые, с небольшим социальным интересом или его отсутствием, так можно охарактеризовать людей управляющего типа. Таких людей не волнуют окружающие, они активны в своей деятельности, характерна установка превосходства над внешним миром. К примеру, правонарушители или наркоманы, жизненные задачи решают асоциально, агрессивно по отношению к другим людям.

Берущий тип - это люди- паразиты, удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес у них отсутствует, но в тоже время и степень активности низкая, поэтому не склонны вредить своему окружению.

Низкий социальный интерес и низкая степень активности характерна для личности избегающего типа. Пытаются избежать решения жизненных задач, бояться неудач, совершения ошибок, проблем, поэтому не стремятся к успеху. Можно сказать, что такие люди плывут по течению и выполняют социально бесполезную деятельность.

Воплощение зрелости Адлер видит в социально-полезном типе личности. Этот тип обладает высоким уровнем активности и социального интереса. Человек проявляет заботу о других, заинтересован в общении. При решении жизненных задач опирается на сотрудничество.

По Адлеру, высокий социальный интерес и низкая активность не сочетаемы. Так как, имея высокий социальный интерес, человеку приходится делать что-то для сотрудничества с другими людьми, то есть низкой активности быть в таком случае не может.

Все выше сказанное, указывает на то, что Адлер при описании типов личности ссылается на то, что человек социальное существо, чтобы понять природу человека нужно рассматривать взаимоотношения людей друг с другом, а также, социокультурный контекст жизни человека.

Литература:

1)Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
18 Kb
Скачали:
0