Княжеское служение в Древней Руси

Страницы работы

Фрагмент текста работы

отцом на княжение в Новгороде, многое для него сделал: основал Юрьев монастырь, заложил храм великомученика Георгия, построил храм святого Иоанна Предтечи. В дни голода был отцом сирот и вдов, истощая на них свою казну. Но не угодил гордым новгородцам неудачами в междоусобной борьбе и был заключен в темницу как преступник, изгнан из города и принят Псковом. Там тоже заложил каменный храм Святой Троице и за год правления щедро осыпал благодеяниями псковитян.  Смирял себя постом и молитвой, призревал странных, сам перевязывал раны больным. Мощи его прославились многими чудотворениями.  Другой сын Великого Мстислава, князь Ростислав-Михаил /+1168/, родоначальник князей Смоленских, прозванный Набожным, принадлежал к числу редких правителей, которые в блеске своей славы находят больше тягости, чем наслаждения.  Он отличался необыкновенным незлобием: все прощал другим, помнил только о своих грехах, о своих долгах перед Богом, забывал о том, что ему должны другие. Не раз хотел удалиться от мира, но блаженный Поликарп, игумен Печерский отговаривал его, указывая, что Бог требует от него других подвигов: "творить правду и блюсти землю Русскую"/4, с.76/. Св.Мстислав, сын блаженного великого князя Ростислава и внук святого Мстислава Великого, заслужил у современников прозвание Храброго не только по личному мужеству в битвах, но и по особенному благородству характера: всегда вступался за правого, за слабого. Добрая душа его "всегда рвалась на дела великие" /1, с.81/. После его ранней кончины все оплакивали его добродушие, соединенное с пылкостью благородного сердца, ненависть к неправде, милосердие к бедным и сиротам, смирение пред старшими, ласковость и приветливость ко всем. Это уже третье поколение славных Мономаховичей.

Но и другие княжеские роды славились благочестием. К их числу принадлежит  княжна Ефросиния /Предислава/, внучка князя полоцкого Всеслава Брячиславича, ее сестра Евдокия /Градислава/, двоюродная сестра Евпраксия /Звенислава/, трудившиеся в Спасо-Георгиевском монастыре. Именно Ефросинии обязаны мы Эфесской иконой Божией Матери, присланной императором Мануилом и Патриархом Лукой Хризовергом по ее усиленной просьбе.

Властолюбивый, но беспечный князь Юрий Долгорукий, преуспевший в гражданском просвещении восточного края Руси и заботившийся о распространении там христианской веры, оставивший после себя храмы в Суздале, Владимире, на берегах Нерли, основавший новые города, все же  более сохранил о себе память в своем сыне, князе Андрее Боголюбском и внуке князе Глебе.  Храбрый и набожный Андрей основал новое княжение суздальское /владимирское/ в сердце Русского государства.

Много славных имен князей-мучеников появилось в тяжелые годы монголо-татарского лиха. Многие пали, защищая землю от врага. Остановимся лишь на   начале нашествия. Князя Олега Ингваревича Красного /+1237г./ привели к Батыю израненным, но живым.  Хан предлагал ему дружбу, убеждал отречься от веры Христовой. Отказавшийся князь был зверски убит. Князья Всеволод и Мстислав со сродникаками, приняв иноческое пострижение, страдальчески умерли от дыма и мечей в соборном храме Богоматери во Владимире /+1238г./.  Князь Василько Ростовский израненным достался татарам и призван был славно выдержать "последнюю битву"/4,с.101//+1238г./.Благоверный князь Георгий Владимирский /+1238г./ обезглавленным найден и опознан Ростовским епископом Кириллом на поле брани и погребен вместе с св.Васильком. А в то же самое тяжкое для северной Руси время, южные князья помышляли о выгодах своего властолюбия /Михаил

Похожие материалы

Информация о работе