Практикум по курсу "Социально-экономическая география Беларуси": Методическое пособие для семинарских и практических занятий, страница 2

4.  Использовать рекомендованные учебники, учебные пособия по экономической географии Беларуси, справочные издания, материалы периодической печати: «Геаграф1я: праблемы выкладання», «География в школе», «География» (приложение к газете «1 сентября»), «Белорусский экономический журнал», «Финансы. Учет. Аудит.», «Беларуская думка», «Национальная экономическая газета» и др. Литература [7,5,6,8,9,12,27, 38].


ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЕЛАРУСИ

Вопросы для обсуждения

1. Влияние природных условий на развитие и размещение хозяйства.

•  Территория как фактор организации хозяйственной деятельности.

•  Рельеф Беларуси и его влияние на хозяйство.

•  Геологическое строение недр и инженерно-геологические особенности территории.

•  Климат и его влияние на хозяйственную деятельность.

2.  Хозяйственная оценка земельных ресурсов республики.

3.  Минерально-сырьевые ресурсы, их география и использование.

4.  Лесные ресурсы и их характеристика.

5.  Хозяйственная оценка водных ресурсов.

6.  Рекреационные ресурсы и проблемы их использования.

7.  Освоенность территории и экологические проблемы природопользования.

Рекомендации по  самоподготовке:

}, Необходимо усвоить или всиомнигь основные понятия темы: природные условия, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, бонитировка почв, лесистость, водопользование, водо-потреблекие, экономическая оценка природных ресурсов, мелиорация, рекультивация, экскурсионный потенциал, емкость территории.

2. Объяснить, как природные условия и ресурсы влияют на эффективность общественного производства, территориальную организацию производительных сил, специализацию страны и регионов.

3.  Что следует понимать иод экономически акгивной территорией?

4.  Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности на рельеф Беларуси.

5.  В чем выражаются почвенные различия на территории Беларуси?

6.  Какие отрасли республики развиваются на местном минеральном сырье?

7. Раскрыть сущность основных экологических проблем Беларуси, связанных с использованием природных ресурсов.

8. По данным таблицы 1 и таблицы 2 построить круговые диаграммы. Литература [9,14,20].


ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ

Вопросы для обсуждения

1.  Динамика численности и воспроизводства населения Беларуси.

2.  Анализ половозрастной структуры городского и сельского населения.

3.  Размещение населения и уровень заселенности территории.

4.  Современная сеть городских поселений и их роль в организации хозяйства.

5. Социальное развитие населения и трудовой потенциал городских и сельских поселений.

6. Динамика использования трудовых ресурсов в отраслях народного хозяйства.

7. Проблемы занятости населения.

8.  Уровень жизни населения.

Рекомендация по  самоподготовке

1. Ключевые понятия: демографические процессы, естественное, механическое движение, размещение, расселение, урбанизация, степень заселенности, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, занятость, среда обитания, уровень жизни.

2. На контурной карте показать:

•  Плотность сельского населения по областям;

•  Численность населения областей, в т.ч. городского и сельского;

•  Обозначить города с численностью населения свыше 50 тыс.

жителей, размером значка выделить города с числом жителей: а) 50-100 тыс.; б) 101-250 тыс.; в) 251- 500 тыс.; г) 500- 1 млн.; д) более 1 млн.

Необходимую информацию взять из статистических сборников последних выпусков и таблиц 3-8.

Литература [5,6,9,19,23].

ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ

Вопроси для обсуждения

1. Современная структура экономики Беларуси.