Дата: 11.10.10
Тема: Геологическая история Земли.
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- обучающая: сформировать представление о причинах изменения природы в геологическом прошлом Земли; ознакомиться с геохронологической шкалой и ее использованием в практической деятельности;
- развивающая: продолжить формирование умения работать с учебником; развивать у учащихся пространственное мышление; развивать умения анализировать и делать выводы;
- воспитательная: сформировать научное мировоззрение, аналитический взгляд на происходящие на Земле процессы.
Оборудование: учебник по географии, атласы, тетради, геохронологическая таблица, физическая карта Земли.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами постановки проблемных ситуаций.
Ход урока:
I. Организация учащихся к занятиям. (2 – 3 мин.)
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Формулировка темы, целей урока.
II. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу (10 мин.)
Анализ практической работы №1 «Измерение расстояний и описание участка местности по топографической карте».
III. Изучение нового материала. (20 - 25 мин.)
1. Гипотезы образования планет:
а) божественное начало;
б) гипотеза Канта и Лапласа: из раскаленной первичной атмосферы, сгустки ее вращались вокруг Солнца, кольца остывали и образовывали планеты, т. е из первичного расплавленного вещества была образована Земля → извержение вулканов. Благодаря геофизикам (электропроводность, магнитность и др. свойства горных погод – сейсмический метод; изучение внутреннего строения Земли (земная кора, мантия, ядро), т. е эти открытия противоречили гипотезе Канта и Лапласа).
в) потребовалась другая гипотеза.
Советские ученые Шмидт О.Ю. и Феников:
1) Земля и др. планеты образовались из холодного космического облака (газа, пыли), имевшего дисковидную форму;
2) при уплотнении облака вместо беспорядочного движения началось их общее медленное вращение. При этом образовалось много астероидов, путем объединения, слипания сформировались земля и др. планеты;
3) по мнению ученых образования первичной холодной Земли завершилось 6-7 млрд. лет назад;
4) начался ее разрыв.
Подобный разогрев получила и Луна. Застывшая лава сохранилась на ее поверхности. Земля тоже прошла эту стадию развития → лунная эра. В результате изменения лав формировалась земная кора. Выделялись газы, образовывалась первичная атмосфера (пары, вода, t=100 ºС). При остывании атмосферы (ниже 100 ºС) конденсация водяных паров → выпадение дождей → образование первичного океана (4,5-5 млрд. лет назад). С образование океана на земле начался ее геологический этап.
Схема гипотезы Шмидта и Феникова
Уплощение и уплотнение газового облака
↓
образование промежуточных тел (астероидов)
↓
образование первичной холодной Земли
↓
разогрев недр
↓
массовое изменение лав в лунную эру
↓ ↓
образование первичной образование первичной
атмосферы земной коры
↓
образование первичного океана (4,5-5 млрд. лет назад)
↓
начался геологический этап развития Земли
1. образование древних платформ складчатые пояса (горообразование), горные породы – осадочные, кристаллические, метаморфические;
2. геологическая история развития органического мира.
Геологическое летоисчисление – время и последовательность образования горных пород.
Абсолютный возраст – от начала образования горных пород и до настоящего времени, определяется путем изучения распада радиоактивных химических элементов.
Относительный возраст – последовательность отложения слоев горных пород в геологическом разрезе (стратиграфия).
Всю историю Земли принято делить на 2 этапа:
1. докембрий, или криптозой (планетарный период);
2. фанерозой (геологически период).
Геохронологическая таблица в приложении на стр. 187-189.
IV. Закрепление нового материала (5 мин.)
1. В чем суть теории Шмидта?
2. Что такое геологическое летоисчисление?
3. Как определяется абсолютный и относительный возраст?
V. Задавание домашнего задания (3 мин.)
§ 6, вопросы 1, 2 стр. 61.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.