Тема урока: Австралия: климат.
Внутренние воды
Цели урока:
1) образовательная: сформировать представление об особенностях и характерных чертах климата и внутренних вод
2) развивающая: сформировать представление о причинах развивающих эти особенности; совершенствовать умение анализировать климат территорий при их сравнении: научить, вспомнить чтение климатических диаграмм.
3) Воспитательная: сформировать представление о необходимости охраны вод, природы Африки, воспитывать умение коллективной работы, работы в парах, трудолюбие.
Оборудование: физическая карта Австралии, схемы: «Климатические пояса и области Австралии», «Внутренние воды Австралии», «Влияние климата на внутренние воды Австралии», «Влияние рельефа на внутренние воды», «Особенности рек и их причины», «Питание и режим рек», «Бассейны рек», «Значение рек и озёр».
Урок проводится в форме групповой работы с использованием по уровню сложности предварительных и опережающих домашних заданий.
Ход урока:
Оргмомент
1) Организационная часть и задачи
2) Повторение пройденного материала:
а) Сделать описание географического положения Австралии по плану, в Приложении 5 стр 208 учебника б) Проверка работ в контурных картах (географические объекты)
в) Выделить формы рельефа г) Сделать анализ профиля рельефа вдоль 30° ю.ш.
д) Как связан рельеф со строением земной коры?
е) Определить по карте примерное расстояние от Минска до Канберры.
ж) В чём причина отсутствия действующих вулканов в Австралии?
3) Обобщение пройденного материала.
4) Объяснение нового материала
Новый материал посвящен климату и внутренним водам материка. Возвращаясь к разговору об уникальности Австралии, выделим положение:
«Австралия – самый сухой материк на Земле».
Большая её часть лежит в тропическом поясе. На значительной части материка осадков выпадает всего от 250 да 500 мм/год. Почти половину материка занимает зона тропических пустынь. Очень мало рек, да и то почти все пересыхающие. Мало озёр в основном солёные.
Работа с климатической и физической картами Австралии.
По карте «Климатические пояса и области мира», учащиеся определяют, что в пределах тропического пояса выделяют две климатические области, разбираем причину этого. Составляем карты (физическую, климатическую) выделяем роль рельефа, господствующих ветров, протяженности материка с запада на восток.
Роль рельефа в формировании климата. Роль ветров в распределении осадков. Затем учащиеся определяют особенности северной части Австралии, лежащей в субэкваториальном поясе и южной – в субтропическом поясе. Выделяют умеренный климат характерный для центральной и южной части острова Тасмания.
От особенностей климата зависят внутренние воды Австралии.
Открываем учебники на странице 129 (§ 20), атласы (физическую карту Австралии). Посмотрите, что выделено в учебнике другим шрифтом, что новое для вас? Вади – это пересыхающие русла рек (в Африке). В Австралии – крики.
Опорные знания на доске
Реки: исток, устье, дельта, русла, пойма, долина, бассейн, подземные воды.
Проблемы обеспечения Австралии пресной водой:
4) Закрепление нового материала:
А) сравнить климат тропического пояса на побережьях западной и восточной Австралии, используя карты атласа.
Б) Почему в Австралии существует проблема обеспечения холодной водой при богатстве подземными водами?
В) Составит схему «Взаимосвязь между рельефом, климатом и внутренними водами Австралии: Сделать вывод»
6) Обобщение нового материала
7) Задание на дом § 20, ответить на вопросы на странице 130, выполнить задание на контурной карте по климату, внутренним водам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.