ТЕМА 1. Возникновение педагогики, ее выделение в особую отрасль научного знания и важнейшие факторы развития
1.1. Развитие педагогической мысли в трудах древнегреческих философов
Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Об учении Сократа, который не оставил после себя трактатов и книг; можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта, его учеников. Для истории педагогики особенно существенными являются следующие положения его учения.
1. Человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение "Познай самого себя", начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".
2. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом.,, если получат образование» становятся полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми".
3. Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения - метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод. Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом; "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явился источником диалектического способа мышления.
Демокрит (469 - 399 гг. до н.э.)- Демокриту принадлежат многие утверждения и высказывания, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего развития педагогики. Обратим внимание на следующие педагогические идеи философа,
1. Придавая огромное значение воспитанию, Демокрит полагал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". В то же время философ полагал, что "воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим".
2. Считал, что воспитание детей преобразует природу человека: "хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу".
3. В обучении главным считал не количество полученных знаний, а развитие интеллекта: "Многие всезнайки не имеют ума.,, прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании. сколько о всестороннем образовании ума"; "Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой".
4. Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся: "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду". В то же время он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему, может научиться молодежь - легкомыслие".
Платон (428 - 347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство", "Законы", "Диалоги" и др. Основанное им в Афинах учебное заведение - Академия, где он преподавал многие годы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.