Некоторые аспекты исследования образа потребления наркотиков в молодежной среде, страница 2

В качестве объекта исследования выступала молодежь от 13 до 25 лет, в том числе: школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов города Одессы – всего 322 респондента. Из них 51,2% мужчины и 48,8% – женщины.

Прежде всего, отметим, что формирование образа потребления наркотиков основывается на экстернальном опыте: чаще всего (в 86,0% случаях) из наблюдений за незнакомыми людьми в состоянии наркотического опьянения на улице, на дискотеках и в других местах. 43,2% респондентов видели в таком состоянии либо своих близких друзей, сокурсников, соседей по дому. При этом следует отметить, что существующее в Украине законодательство призвано препятствовать публичному употреблению наркотиков, т.е. формированию подобного экстернального опыта широких слоев населения. Только 10,0% респондентов отметили наличие личного опыта потребления наркотиков. Современная молодежь приобретает опыт потребления наркотиков в качестве “первооткрывателей”, не опираясь опыт родителей. Парадоксальность ситуации в том, что угроза риска попадания в наркотическую зависимость налагает табу на приобретение чувственного опыта, который является органичным завершением образа потребления любого легально рекламируемого товара.

Теперь обратимся к анализу факторов, побуждающих к потреблению наркотиков.

Наиболее распространено среди опрошенной молодежи мнение о том, что первопричинами, толкающими к принятию наркотиков, для обоих полов являются любопытство, влияние друзей, безделье. По мнению девушек, на юношей в первую очередь оказывают влияние друзья.

Значительная часть юношей считает, что к употреблению наркотиков толкает желание выглядеть взрослым, престижность употребления и слабая воля. В то же время, по мнению девушек, наркоманами становятся далеко не безвольные люди.

Следующее значительное расхождение во мнениях обнаруживается по поводу фактора “отсутствие взаимопонимания в семье”. Для юношей этот фактор лишь на 7 – 8 месте, для девушек – на 3 месте.

Таким образом, можно сделать вывод, что юноши видят причины попадания в наркотическую зависимость преимущественно в себе, в своем характере, частично в друзьях, которые подбираются также в соответствии со своим характером. Девушки в основном согласны с юношами относительно их (юношеских) причин попадания в наркозависимость, но, кроме того, рассматривают потребление наркотиков как некую замену отсутствующему взаимопониманию в семье.

Специфика образа потребления наркотиков, как любых других табуированных продуктов и услуг, включает в себя и защитные факторы от этого недуга. Прежде всего, к подобным факторам относятся, по мнению опрошенных молодых людей: хорошее семейное воспитание (64,3%), наличие ясных целей в жизни (62,4%), личная зрелость, самостоятельность и независимость (40,7%), наличие интересной работы или учебы (32,9%) и отрицательные последствия от употребления наркотиков (32,6%).

Что касается характеристик самого процесса потребления наркотиков, то он, прежде всего, воспринимается как удовольствие и хорошее настроение, новизна ощущений – для 80,0% респондентов. Для 40,0% – потребление наркотиков является способом ухода от жизненных проблем. По сути дела, речь идет о преобладании эмоционально-чувственных компонентов в восприятии процесса потребления наркотиков.

Несмотря на значительные усилия общества по блокированию распространения наркотиков, успехи в этой области достигнуты пока сравнительно скромные. В значительной степени это связано с экономическими аспектами этой проблемы: с одной стороны, наркобизнес является одной из прибыльных отраслей, обеспечивающих рабочими местами множество людей, с другой стороны – конфискации и штрафы дают немалый доход государству. Специфика потребления наркотика как товара связана с тем, что субъект потребления – молодежь, которая социально и финансово несамостоятельна, а форма зависимости делает потребление и затраты неконтролируемыми. Кроме того, сам рынок сбыта наркотиков, о котором шла речь при опросе, относится к незаконному, при этом потребление наркотиков молодежью носит скрытый характер (когда субъект потребления реально является потребителем, совершает акт покупки и потребления, а внешне маскирует это свое поведение).

В том числе, продолжающееся распространение наркомании связано с трудностями формирования негативных референтных и побудительных образов потребления. Преобладание эмоционально-чувственных компонентов в восприятии процесса потребления наркотиков препятствует формированию у молодежи адекватному пониманию личностно – и социально-значимых последствий наркотической зависимости.

Кроме того, нелегальность рынка сбыта наркотиков, его обращенность к несамостоятельной, незрелой, с еще невыработанными, ясными целями жизни части общества в обход семьи, приводит к тому, что потребитель наркотиков руководствуется не рациональными побуждениями, а чувственно-эмоциональными.

Литература:

1.  Тарасенко В.И. Социология потребления: методологические проблемы. – Киев: Наукова думка, 1993.– 164 с.

2.  Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агентство САГУНА ,1994. – 357с.

3.  Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.– М.: Прогресс, 1990. – 808с.

4.  Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. –М.:Логос.–2000. –224с.