26.1.Существует 3 точки зрения: 1) влияние философии на науку носит чисто внешний характер (позитивизм); 2) философские основания науки должны быть включены в структуру самой науки, т.к. они служат обоснованием её теоретической конструкции; они расширяют её когнитивные (познавательные) ресурсы; 3) в момент научных революций и в периоды становления новых фундаментальных теорий, философские основания науки входят в структуру научных знаний, но после достижения зрелости, теории удаляются из неё. Эта концепция предоставлена в XX веке и называется СЛЭНТ (строительных лесов естественной научной теории). По мнению Лебедева и Ильина, философские основания науки – это особый промежуточный между философией и наукой слой знаний, не являющийся ни чисто философией, ни чисто наукой. Философские основания науки включают понятия и термины, а также интерпретативные предложения, возникающие на стыке философии и науки. Промежуточный характер философских оснований науки объясняется тем, что всеобщность философского знания не позволяет сводить его к теоретическим обобщениям науки. Научные теории плагически не выводятся из философских концепций в качестве следствий. Между философией и наукой имеется такой же логический разрыв, как между теоретическими и эмпирическими уровнями научного знания. Но этот логический разрыв может быть преодолен благодаря конструктивной деятельности мышления по созданию соответствующих схем интерпретации. Избыточность содержания философии по отношению к запросам науки позволяет говорить о механизме связей философии и науки лишь через философские основания науки.
философия→ философские основания науки →
идеалы и нормы→научная картина мира→теоретический уровень науки→эмпирический уровень науки
Связать философию с эмпирическим уровнем науки напрямую нельзя. Эта связь осуществляется через оптику ФОН и проходит через слои идеал и норм, НКМ и теоретического уровня науки. Философские основания науки складываются из онтологических оснований, т.е. принятых в той или иной науке представлений о мире, типах материальных систем, характере их детерминизма законах развития и т. д. Это онтологические основания науки. Гносеологические основания науки – это принятые в науке положения о характере научного знания, о соотношении чувственного и рационального, теоретического и эмпирического, о статусе теоретических понятий и т. д. Плагические основания науки – это принятые в науке правила абстрагирования, понятия и утверждения, выводы. Методологические основания науки – это принимаемые в той или иной науке положения о методах получения и развития истины, о способах доказательства и т. д. Ценностные основания науки – это принятые утверждения о теоретической и практической значимости науки, о целях науки, о критериях научного прогресса, о связи его с социальным прогрессом. По мнению некоторых авторов (новосибирские авторы), связь философии и науки осуществляется благодаря тому, что любая наука – это своего рода система с рефлексией, т.е. наука включает в качестве одного из своих элементов знание системы о самой себе. Для учёного важно осознание того, что он делает в рамках своей деятельности и это осознание осуществляется в различных типах рефлексии.
Тип рефлексии |
Исходный материал |
Конечный продукт |
1) Парадигмальная рефлексия учёного – это осознание учёным образцов или нормативов его работы и контроль за осуществлением отдельных её этапов в соответствие с образцами. |
1) Предшествующие соответствующие науки в целом или конкретные её разделы. |
1) Уточнённое знание об объекте исследования, предназначенное для практической деятельности себя и других. |
2) Мировоззренческая рефлексия учёного, а именно философское осмысление научно - исследовательской деятельности и её онтологических, гносеологических оснований. |
2) Продукты познавательной конкретно-научной деятельности. |
2) Мировоззрение, знание мировых проблем его науки в целом. |
3) Методологическая рефлексия учёного – создание новых нормативов и образцов науки. Этот тип рефлексии возникает тогда, когда обнаруживаются задачи, для решения которых нет методов. |
3) Затруднение в исследовательской деятельности. |
3) Новые нормативы исследовательской деятельности. |
4) Историко-научная рефлексия – анализ развития науки, поиск предшественников, построение истории становления концепции. |
4) Реальная история науки |
4) Историко-научная картина своей научной области. |
5) Научно-организационная рефлексия – это руководство научным подразделением, подготовка кадров. |
5) Неупорядоченное состояние науки. |
5) Упорядочивание научных структур. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.