Философия науки: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола")

Страницы работы

40 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

взгляд, означает, что проблематизация философии науки (проблематизация ее целей, задач, инструментария, предмета, наконец) порождена отнюдь не тем, будто одно из ее функциональных измерений всегда было неверным, а ныне стало еще и обременительным. Не "неверностью" существовавшей до сих пор философии науки порождена нынешняя ее проблематизация, а изменениями, происходящими в самой реальности. Противостояние трактовок философии всегда отправляет нас к диссонансу элементов реальности, к тем болевым точкам реальности, где возникает напряжение - философия улавливает эти точки и по-своему отображает их в перекрестье различных интерпретаций. Иными словами, самопроблематизация современной философии науки, возникающие в ней споры и дискуссии вполне определенным образом отправляют нас к очагам напряжения в самой науке и к тому, что сегодня происходит с ней в культуре; они требуют уяснить, каковы порождающие проблематизацию философии науки культурные и когнитивные особенности научно-познавательной деятельности в современном мире.

Сказанное относится и ко второму из обсуждаемых за нашим "круглым столом" вопросов: зачем нужна философия науки - для мировоззренческой легитимизации (для общекультурного обоснования) научно-познавательной деятельности или для кодифицирования (нормирования) реальных познавательных практик? И здесь, благодаря обрисованной выше установке, опять-таки нам было ясно, что ни первое без второго невозможно, ни второе без первого. А это значит, что проблема здесь отнюдь не в том, какая из целей философии науки является подлинной, а какая - продуктом заблуждения. Вопрос о роли философии науки отправляет нас (как это всегда бывает с философией, пытающейся заново определить свой предмет) к самому реальному предмету - к реальности современной науки. А здесь, мне кажется, бросается в глаза, что при всех различиях и даже противостоянии позиций, фактически заданных структурой вопроса, в дискуссиях о целях философии науки мы обнаруживаем полное совпадение интенций обеих сторон. И те, кто настаивает на том, что целью философии науки является прежде всего мировоззренческое оправдание науки, вписывающее ее в современную культуру, и те, кто утверждает, что ее цель - выявление эффективных норм научно-познавательной активности, в общем единодушны в том, что наука утеряла свои когнитивные преимущества и является лишь разновидностью языкового конструирования нашего видения мира наряду с мифом или "народными" представлениями ("лингвистический поворот").

И "антропологи" и "натуралисты" приходят к позиции, очень напоминающей фейерабендовскую, а от нее - к постмодернистским (конструктивистским

Похожие материалы

Информация о работе