Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на практике означало коренное технологическое переоснащение экономики с одновременной перестройкой её структуры, переориентацию хозяйства на наукоемкие отросли, демилитаризацию жизни страны. Между тем у государственной власти и поддерживающих её демократических сил не оказалось проработанной программы конкретных экономических преобразований.
Осенью усилилось противостояние политических сил. Вследствие этого движение «Демократическая Россия» раскололось. В итоге политическая опора российского правительства неожиданно и резко сузилась. Её бездействие в первое время после августовских событий негативно отразилось на тяжелой социально-экономической ситуации. Введение талонов на товар, организация распродаж и заказов на предприятия не могли заменить нормальную торговлю. Росли масштабы спекуляции.
II. «Шоковая терапия»
1992г. стал для России годом экономических реформ, переходом к рынку, к легитимной частной собственности. Решающее слово в выборе стратегии экономической политики оказалось за Президентом РФ Б. Ельциным. В конце 1991г. для выхода страны из кризиса им был выбран путь «шоковой терапии». На первый план выдвигалась задача достижения макроэкономической стабилизации, т.е. равновесие между платежеспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Для этого намечалась единовременное размораживание всех цен и освобождение доходов, проведение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, приватизация государственной собственности.
Главным архитектором «шоковой терапии» стал 35 летний экономист, внук знаменитого советского писателя Егор Гайдар. Он был назначен вице-премьером нового правительства, которое возглавил сам Президент. Авторитет Б.Ельцина в то время был так высок, что Верховный Совет республики представил ему дополнительные полномочия на время проведения болезненных реформ.
Правительство России, сформированное в ноябре 1991г., состояло главным образом из молодых экономистов-рыночников А.Шохина, А.Чубайса, А.Нечаева. От политического руководства «Демократической России» в правительство вошел Г.Бурбулес, занявший в нем ключевой пост госсекретаря первого заместителя председателя правительства РФ.
Правительство Е.Гайдара приступило к либеральным реформам после 6 лет бесплодных разговоров о рынке. К этому времени сложилась крайне тяжелая ситуация. Только за 1991г. розничные цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15-20%.
В российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в тоже время многие устаревшие производства выпускали не кому не нужную продукцию. Ситуация усугубилась распадом союзного государства и дезинтеграцией единого народнохозяйственного комплекса. Россия, как правопреемница СССР, имела огромный внешний долг в размере около 70 млрд. долл., лишь для выплаты по нему процентов требовались гигантские суммы. Неразрешенным оставался вопрос о разделе союзной собственности, включая военную собственность.
К моменту начала реформ в РФ многие госструктуры еще небыли созданы, поэтому шанс на успех «шоковой терапии» изначально был невелик. Надежды на успех реформ связывали с благоприятной политической ситуацией: доверием населения к российским властям и готовностью россиян к реформам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.