ИНСТИТУТ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
И. В. КоныреваКультурология2004 |
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Институт новых информационных технологий
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на- Амуре государственный технический университет»
Утверждено в качестве учебного пособия Ученым советом
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Комсомольск-на-Амуре 2003
ББК 71.0я7
К 653
Конырева И.В.
К 653 Культурология: Учебное пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003.-86 с.
Учебное пособие содержит изложение основных вопросов курса культурологии в соответствии с государственным стандартом.
Рассмотрены такие проблемы, как определение понятия "культура", ее соотношение с конкретно-исторической действительностью, характеристика типов культуры, различные теории культуры, подходы к изучению явлений и элементов культуры.
С целью создания возможности для самоконтроля за ходом усвоения материала в пособии приведены контрольные вопросы и задания к каждому разделу курса, а также итоговый тест ко всему курсу.
Предназначено для студентов обучающихся по заочной форме обучения.
ББК 71.0я7
Ó Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003
Ó Институт новых информационных технологий Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский –на-Амуре государственный технический университет», 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 4
1. СТРУКТУРА И СОСТАВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ……………………… 5
1.1. Возникновение культурологии…………………………………………………………. 5
1.2. Предмет культурологии………………………………………………………………… 6
1.3. Методы культурологических исследований…………………………………………… 6
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………………………………………….. 8
2.1. Культура………………………………………………………………………………….. 8
2.2. Цивилизация ……………………………………………………………………………. 15
2.3. Менталитет и ментальность ………………………………………………………… 17
3. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………………… 19
4. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ……………………………………………………………… 20
4.1. Структура культуры …………………………………………………………………….21
4.2. Специализированный и обыденный уровни культуры ……………………………… 22
4.3. Элитарная и массовая культуры ……………………………………………………….22
4.4. Контркультура и субкультура ………………………………………………………… 23
4.5. Политическая культура …………………………………………………………………24
4.6. Правовая культура …………………………………………………………………….. 26
5. ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………27
6. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………………………30
6.1. Типология культурно исторических типов…………………………………………… 30
6.2. Типология идеальных типов ……………………………………………………………34
6.3. Дихотомия "Восток – Запад" ………………………………………………………….. 38
6.4. Формационная типология ………………………………………………………………40 7. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ………………………………………………………………………… 40
8. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ ………………………………………………………………….43
8.1. Циклические модели социокультурной динамики ………………………………….. 43
8.2. Волновые модели социокультурной динамики ……………………………………….44
8.3. Эволюционные модели социокультурной динамики …………………………………46
8.4. Синергетические исследования социокультурной динамики ………………………. 47
9. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ………………………………………………. 50
10. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ ……………………………………………….. 52
11. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА ………………………………………………………. 54
12. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ………………………………………………..56
13. РЕЛИГИЯ И НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ………………………………………. 59
14. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО ……………………………………………………………….62
15. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА ………………………………………………………………….63
16. КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК ………………………………………………………………….66
17. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ……………………………… 67
18. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ……………………68
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ…………………………………………………….... 71
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ …………………………………………………….….79
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ……………………………………………………… 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………… 86
Термин культурология был введен в европейскую научную традицию в начале XIX века для обозначения общей теории культуры, которая в этот период находилась на стадии зарождения. Становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается лишь со второй половины XIX века.
Для того чтобы составить представление о специфике предмета культурологии, необходимо разграничить ее и другие социально-гуманитарные науки, вносящие огромный вклад в развитие культурологических теорий. В их числе выделяют философию, социологию, психологию и историю.
Отличие культурологии от философии культуры можно понимать как разницу между "описанием" и "оценкой". Философия культуры изучает наиболее общие закономерности развития культуры, определяя ценность тех или иных феноменов, раскрывая смысл индивидуального и общественного бытия. Культурология изучает объективные формы культуры в конкретно-историческом развитии.
Культурология, в аспекте своего социального интереса, ориентирована на содержательную сторону совместной жизни и деятельности людей. Социологию как науку об обществе в культурном плане будут больше интересовать проблемы распространения культуры в различных общественных средах, национальных и групповых образованиях, влияние урбанизации на состояние культуры.
Культурология в психологии человека изучает стереотипы культурного реагирования, которые формируются на базе социального взаимодействия и образуют духовный строй общества. Психология как наука об индивидуальных свойствах человека изучает влияние пола и возраста на механизм культурной адаптации личности, определяет культурное этническое самосознание.
История как самостоятельная научная дисциплина занимается изучением событийно-деятельностного содержания общественного бытия. Следовательно, культурология в ее историческом ракурсе предстает учением о культурном развитии различных исторических эпох, народов, культурном богатстве и уникальности конкретных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.