являются важнейшей исходной базой всех материальных ресурсов общества и составляют основную часть национального богатства. Их часто называют природным капиталом или естественным богатством. Совокупность всех природных ресурсов образует окружающую среду обитания, в которой в процессе жизнедеятельность в хозяйственный оборот вовлекаются конкретные природные активы: атмосфера, вода, почва, лес, недра. Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные объекты, которые используются (или могут быть использованы) при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
К компонентам природных ресурсов относятся солнечная энергия, энергия морских отливов, энергия морских приливов, энергия ветровых морских волн, моретермальная энергия, геотермальная энергия, ветровая энергия, ядерная энергия, атмосфера, гидросфера, почва, растительность, животный мир, ландшафт, полезные ископаемые.
Природопользование – это сфера хозяйственной деятельности, которая состоит в использовании и воспроизводстве природных ресурсов.
Цель преподавания дисциплины «Природные ресурсы» – формирование у студентов представления о видах, условиях образования и возобновления природных ресурсов, об ответственности за их рациональное использование при добыче и переработке полезных ископаемых, бережного отношения к окружающей среде.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать правовое обеспечение управления, государственные природно-ресурсные программы, государственный учет природных ресурсов, регламентацию пользователей к ресурсам, систему платежей за пользование ресурсами, государственный контроль в природно-ресурсной сфере;
- узнавать и распознавать природные ресурсы и оценивать природные и техногенные процессы, влияющие на положение и состояние ресурсов;
- читать геологические, тектонические, геоморфологические, гидрогеологические, инженерно-геологические карты, карты полезных ископаемых, геологические разрезы, геологическую текстовую и графическую документацию с характеристикой природных ресурсов и среды;
- различать основные минералы, содержащие полезные ископаемые, горные породы, грунты и почвы, являющиеся как объектом разработки, так и среды, в которой протекают производственные процессы с участием людей и техники;
- составлять техническое задание, разрабатывать проекты поисков и разведки природных ресурсов, в частности, минерального сырья;
- оценивать изменяющиеся промышленные запасы в результате проведенных разведочных работ с глубоким анализом произведенных финансовых, материальных и людских затрат, прироста либо списания запасов, оценки их прогнозирования и перспективности.
При освоении дисциплины «Природные ресурсы» студентам необходимы знания, полученные при изучении следующих предметов: химии, химии в горном деле, физики, математики, геодезии, геологии.
Приобретаемые знания по природным ресурсам необходимы при изучении таких дисциплин, как экология, переработка и комплексное использование сырья, основы горного дела, маркшейдерское дело, осушение шахтных и карьерных полей, а также специальных технологических дисциплин на инженерном уровне подготовки.
2. Содержание дисциплины
Природные ресурсы и их классификации. Мировые проблемы ресурсообеспеченности. Роль природных ресурсов в экономике России. Право государственной собственности на природные ресурсы. Принципы построения государственной политики в природно-ресурсной сфере. Состояние в России и в мире основных видов природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных, биологических, рекреационных. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Методические указания
Необходимо владеть общими понятиями современной географии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.