Если бы термостат спросил себя почему он запрограммирован на 68 градусов или почему он запрограммирован быть термостатом, тогда б произошло учение высшего порядка.
Учение второго порядка происходит, когда несовпадения исправляются после того, как проанализированы управляющие изменения, а потом действия.
Именно учение второго порядка контролирует долгосрочную эффективность организации и ее «станцию прибытия».
Такое учение сложное, потому что на некоторое время дестабилизирует когнитивное пространство и пространство межличных представлений, порождая массу переживаний.
Культура как набор базовых представлений определяет:
- на что мы должны обратить внимание;
- в чем состоит смысл тех или других предметов и явлений;
- какой должна быть эмоциональная реакция на то, что происходит;
- какие действия нужно совершать в той или другой ситуации.
Сделав интегрированную систему таких представлений, которую можно назвать картой мира, мы будем чувствовать комфорт с людьми, которые разделяют наши взгляды на мир, и явный дискомфорт в ситуациях, когда будет действовать другая система представлений, потому что мы не будем понимать, что происходит, или, что еще хуже, будем воспринимать искаженно действия других людей и давать им неправильную интерпретацию.
1. Позитивные и негативные аспекты культуры. Преимуществом является то, что человеческий ум нуждается в когнитивной стабильности и культура уменьшает напряжение.
Недостатками считают такие аспекты.
1. Сомнение в правильности базового представления всегда вызывает у человека чувство незащищенности и тревоги. С этой точки зрения коллективные базовые представления, что составляют суть культуры группы, могут рассматриваться как на индивидуальном, так и на групповом уровне как психологические когнитивные защитные механизмы, что обеспечивают функционирование группы.
2. Работники продолжают «держаться» за «старую» культуру даже тогда, кода она противоречит реальной среде.
Очень важно понимать это в управлении изменениями.
Лидеры могут создать условия, что большим образом влияет на представления работников про то:
- что есть проблемой, как нужно решать проблемы;
- как должна организовываться работа;
- как распространяются полномочия;
-как контролируется работа (контролируют комитеты или индивидуальный контроль);
- существуют ли правила и процедуры или только контроль за результатами;
- как вознаграждается работа;
- какая степень формализации требуется;
- на какое время вперед делается планирование;
- какая комбинация подчинения и инициативы ожидается от работников;
- имеют ли значение рабочие часы, одежда, личная эксцентричность;
- какой тип людей берут на работу;
- какая «длина» и «высота» возможных карьер, их статус, степень мобильности, образования;
- какое отношение к риску и ошибкам.
Неосознанные представления часто имеют отношение к фундаментальным аспектам существования:
- природа времени и пространства;
- природа человека и человеческой активности;
- природа истины и способы ее получения;
- правильные взаимоотношения индивида и группы;
- относительная важность работы, семьи и саморазвития;
- получение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи.
Для того чтобы понять культуру группы, нужно выйти на уровень ее базовых представлений и понятий, понять процесс их становления или принятия группой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.