Цель: Ознакомиться с моделями знаний в форме семантических сетей и приобрести навыки программирования подобных моделей на языке Prolog.
Семантической сетью является структура данных, имеющая определенный смысл как сеть. Узлы сети соответствуют понятиям и объектам, а дуги – отношениям между объектами. В виде семантической сети можно представить описание арки. “Арка – это перекладина опирающаяся на две опоры несоприкасающиеся между собой”. Узлами сети будут являться элементы конструкции арки, а дугами – отношения между ними.
Дуги показывают следующие отношения:
1 – является частью;
2 – должны соприкасаться;
3 – не должны соприкасаться.
На формализованном языке рисунок можно описать следующим образом:
(арка одну_часть_составляет опора_1)
(арка одну_часть_составляет опора_2)
(арка одну_часть_составляет перекладина)
(перекладина опирается_на опору_1)
(перекладина опирается_на опору_2)
(опора_1 не_должна_касатся опары_2)
(опора_2 не_должна_касатся опары_1)
Пример
Составим семантическую сеть модели знания, в которой установим связь между радиоприёмником, телевизором, а также холодильником и их функциями, и при этом учтем про их общую взаимосвязь – электричество. Графическое представление сети показано на рисунке 1.
Рис. 1. – Семантическая сеть
Например, можно составить предикат может, который укажет взаимоотношение между функцией холодильника и самим холодильником:
может(холодильник, замораживать).
Предикат является устанавливает взаимосвязь между холодильником телевизором и приемником:
является(холодильник, бытовой_прибор).
является(телевизор, бытовой_прибор).
При программировании на Prolog’е сеть создаётся из подобных предикатов, устанавливающих отношения между элементами сети.
PREDICATES
является(symbol, symbol)
может(symbol,symbol)
имеет(symbol, symbol)
CLAUSES
является(радио_приемник, бытовой_прибор).
………
может(телевизор, показывать_изображение).
………
может(Обьект, Свойство) :- имеет(Обьект, Свойство).
% это правило наследования
может(Наследник, Наследство) :- является(Наследник, Родитель),
может(Родитель, Наследство).
имеет(бытовой_прибор, шнур_питания).
GOAL
может(Кто, воспроизводить_звук).
1. По заданному взаимоотношению или объекту составить модель знаний в виде семантической сети и изобразить ее графически. В семантической сети должно быть не менее 7-и элементов. Каждый элемент должен характеризоваться свойствами или функциями (3 и больше).
Например, при построении семантической сети арки рассматривать свойства колон (опора 1 сделана из кирпича, опора 2 – металл, перекладина деревянная). Тогда в разделе цели возможно определить материалы требуемые для построения арки.
2. Полученную модель знаний реализовать в виде программы на языке Prolog.
3. Составить цели (не менее 4 шт.), которые можно достигнуть по вашей модели знаний. При реализации цели должно быть задействовано как можно большее количество связей сети.
Варианты:
1. Транспортное средство – бензин
2. Игра – спорт
3. Растение – земля
4. Книга – библиотека
5. Аудитория 3315
6. Лекционная аудитория №3
7. Холл 3-го корпуса
8. Холл 5-го корпуса
9. Холл 1-го корпуса
10. Актовый зал КузГТУ
11. Письменный стол
12. Системный блок ПК
13. Продукт питания – магазин
14. Врач – больница
15. Банкноты – деньги
16. Инструменты – железо
17. Ученик – школа
18. Студент – институт
Отчет.
1. Графическое представление семантической сети;
2. Листинг программы с комментариями и описанием правил;
3. Описание целей и полученных результатов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.