1 РАСЧЕТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕТЫРЕХОСНОГО КРЫТОГО ВАГОНА
1.1 Расчет колодочного тормоза
1.1.1 Определение допускаемой величины тормозных нажатий
Определим допускаемую силу нажатия на колодки из условия равенства действующей на ось тормозной силы и силы сцепления колесной пары при сухих и чистых рельсах
(1.1)
где
количество тормозных колодок,
действующих на ось;
допускаемая сила нажатия колодки
на колесо, кН;
коэффициент трения тормозной
колодки;
статическая осевая нагрузка, кН;
коэффициент сцепления колеса с
рельсом при торможении;
расчетный коэффициент использования
запаса по сцеплению.
Значение действительного коэффициента трения для стандартных чугунных колодок определяют по формуле
(1.2)
где
действительная сила нажатия колодки
на колесо, кН;
скорость движения вагона, км/ч.
Подставим зависимость (1.2) в уравнение (1.1) и, проведя преобразования, получим квадратное уравнение, из которого можно определить допускаемую силу нажатия в колодочном тормозе
![]()
(1.3)
При
расчете допускаемой силы нажатия по уравнению (1.3) используем расчетную
скорость
движения вагона при недопущении
юза. Примем данную величину равной 100 км/ч, т. к. имеем грузовой вагон,
оборудованный стандартными чугунными колодками.
Далее определим статическую осевую нагрузку по формуле
,
(1.4)
где
масса тары вагона, т;
Q – масса перевозимого груза ( грузоподъемность ), т;
ускорение свободного падения,
;
количество колесных пар вагона.
Имеем следующий расчет

Действительный коэффициент сцепления колеса с рельсом
, (1.5)
где
функция скорости, зависящая от типа
подвижного состава.
Для грузовых вагонов с тележками 18-100 эта функция определяется по формуле
(1.6)

Коэффициент сцепления
![]()
Расчетный
коэффициент использования запаса по сцеплению
при отсутствии в тормозной системе
противоюзных устройств для колодочного тормоза примем равным 0,85.
Решим квадратное уравнение (1.3)
![]()
![]()
или
![]()


Проверка полученной силы нажатия по условию тепловой нагруженности трущихся пар по формуле
(1.7)
где
номинальная площадь трения
тормозной колодки, м2;
допускаемое давление на тормозную
колодку, МПа.
Номинальная
площадь трения стандартных чугунных тормозных колодок составляет 0,0305 м2.
Допускаемое давление на тормозную колодку для данных колодок и скорости движения
до 120 км/ч ![]()
Следовательно, по формуле (1.7)

Так как условие не соблюдается, то допускаемая сила нажатия
![]()
![]()
1.1.2 Расчет передаточного числа тормозной рычажной передачи
В общем виде передаточное число тормозной рычажной передачи определяется по формуле
(1.8)
где
число тормозных пар колодок,
действующих от одного тормозного цилиндра;
произведение длин ведущих плеч
рычагов;
произведение длин ведомых плеч
рычагов;
количество рычагов от тормозного
цилиндра до рассматриваемой пары колодок;
угол действия силы нажатия
тормозной колодки на колесо, примем значение
.
Для
данной схемы вагона имеем:
пары колодок; размеры плеч
рычагов: а = 390 мм, б = 415 мм, в = 300 мм, г = 160 мм, д = 486 мм, е
= = 260 мм, л = 230 мм, м = 620 мм. [1, с. 35]
Из условий равновесия рычагов тормозной передачи можно записать
(1.9)
![]()

(1.10)
![]()


(1.11)
![]()


(1.12)
![]()

(1.13)
![]()

(1.14)

где
усилие, развиваемое на штоке
тормозного цилиндра, Н
а, б, в, г, д, е, л, м – плечи рычагов.
Так
как тормозная колодка имеет угол наклона
между
собственной осью и горизонтальной осью колеса, то сила нажатия колодки на
первую тележку
(1.15)
Уравнение (1.15) с учетом выражений (1.9) - (1.14) принимает вид

Так
как тормозная колодка имеет угол наклона
между
собственной осью и горизонтальной осью колеса, то сила нажатия колодки на вторую
тележку
(1.16)
Уравнение (1.16) с учетом выражений (1.9) - (1.14) принимает вид

Суммарное нажатие тормозных колодок в одной рычажной передаче
(1.17)
С другой стороны, суммарное тормозное нажатие колодок можно определить по формуле
(1.18)
где
коэффициент полезного действия
тормозной рычажной передачи, учитывающий потери на трение.
Приравняв суммы сил нажатия, выраженные из формул (1.17) и (1.18), получим
(1.19)
Так
как при определении передаточного числа пренебрегают потерями на трение в
шарнирных соединениях (
, то из равенства (1.19)
(1.20)
После подстановки значений в формулу (1.20) находим

1.1.3 Определение диаметра тормозного цилиндра
Необходимый диаметр тормозного цилиндра находят из зависимости, определяющей усилие на штоке
(1.21)
откуда
(1.22)
где
усилие, развиваемое на штоке
тормозного цилиндра, Н;
расчетное давление воздуха в
тормозном цилиндре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.