Весь комплекс работ при заготовке картин рядового покрытия выполняется звеном из пяти человек. Выработка такого звена составляет около 100 двойных картин в час.
В картинах, изготовляемых как вручную, так и на станках, отгибы под лежачие фальцы выполняют на всю ширину листа.
При укладке картин в рядовую полосу (рис.6) нижняя часть укладываемой выше картины 4 отгибом зацепляется за верхнюю часть уложенной картины 1, в результате чего получается одинарный лежачий фальц 3. После его уплотнения заштрихованный плоский выступ собранных картин отгибают в пунктирное положение. Для этой цели используют кромкогибщики. Кромкогибщиком с прорезью высотой 20 мм отгибают (рис.7) малый отворот, а кромкогибщик с прорезью высотой 35 мм заводят со стороны так, чтобы торец фальца и обрезы листов вошли в его продольную прорезь и повертывают на 90°.
Рис.6. Соединение двух картин в рядовой полосе:
1 - нижняя картина, 2 - обрешеточная доска, 3 - одинарный лежачий фальц, 4 - верхняя картина
Рис. 7. Кромкогибщик с прорезью высотой 20 мм
Одинарным стоячим фальцем картины соединяют на крыше при креплении одной рядовой полосы к другой. Эту операцию выполняют при помощи двух молотков. Большой молоток-ручник используют как передвижной упор при формировании фальца; малый молоток применяют в качестве под секальника при надламывании большого отворота, причем носок его используют как боек. При уплотнении гребня молотком пользуются как ударным инструментом, причем его боковая плоскость превращается в боек.
Более высокая производительность достигается при использовании для этой цели гребнегиба и киянки.
Гребнегиб (рис.8) состоит из стальных брусков 1 и 5, соединенных перемычками 4. На малом бруске 5 укреплен гибочный скребок 6. В таком виде гребнегиб пригоден для отгибки одинарных фальцев. Чтобы отгибать двойные фальцы, его бруски в рабочем состоянии надо поднять на 14 мм. Для этой цели предназначаются пробки 8, укрепляемые в брусках снизу с помощью проволочных пружин.
Рис.8. Гребнегиб для отгибки стоячих одинарных и двойных фальцев:
1 - брусок, 2 - ручка, 3 -деревянная колодочка, 4 - перемычка, 5 - малый брусок,
6 - гибочный скребок, 7 - заклепка, 8 - пробка, 9 - отверстия для пробок
Формирование одинарного фальца с помощью гребнегиба и киянки состоит из трех рабочих операций (рис.9). Сначала ребро гибочного скребка 1 подводят вплотную к высокой кромке (рис.9, а) и киянкой сваливают ее на плоскость скребка. Затем, удалив гребнегиб, киянкой наклоняют кромку книзу (рис.9, б). После этого бруском 2 гребнегиб устанавливают вплотную к обратной стороне фальца (рис.9, в) и уплотняют его.
Рис.9. Последовательность операций при отгибе стоячих фальцев (стрелками показаны направления ударов киянки):
1 - отгиб кромки для одинарного фальца, б - подгиб кромки киянкой, а - уплотнение одинарного гребня, г - первая отгибка кромки для двойного фальца, д - уплотнение фальца, е - сваливание и уплотнение двойного фальца на плоскости;
1 - скребок гребнегиба, 2 - брусок гребнегиба, 3 - пробка, 4 - планка сечением 6х50 мм
Двойной стоячий фальц в картинах с подготовленными кромками отгибают тем же гребнегибом, поставленным на четыре пробки. В этом случае сначала тремя указанными выше операциями делают одинарный фальц (рис.9, г, д), а затем, удалив пробки, повторяют вышеописанные операции и получают двойной фальц. Если фальц свалить на плоскость картины, то он становится лежачим (рис.9, е).
Собранные из картин рядовые полосы соединяют между собой также с помощью гребнегиба и киянки (рис.10). Для этого кровельщик становится лицом к коньку, чтобы видеть весь загибаемый гребень, и двигается в направлении от конька к карнизу. Скребок гребнегиба он подводит вплотную к большому отгибу, причем малый отгиб в это время должен оказаться на одном уровне со скребком (рис.10, а). Затем кровельщик сваливает киянкой кромку большого отгиба на плоскость скребка при одновременной и плавной перестановке гребнегиба вдоль формируемого гребня (рис.10, б). После этого, продвигаясь от карниза к коньку, ударами киянки он отгибает кромку большого отворота (рис.10, в). В заключение рабочий переставляет гребнегиб на смежную рядовую полосу так, чтобы брусок гребнегиба упирался в тыльную грань гребня (рис.10, г), и начинает уплотнять его, двигаясь снова от конька к карнизу и нанося киянкой равномерные удары по уплотняемой кромке. Одновременно он передвигает гребнегиб. При каждой выполняемой операции гребнегиб надо передвигать рукой вдоль гребня.
Рис.10. Соединение смежных рядовых полос одинарным стоячим фальцем с помощью гребнегиба и киянки:
а, б, в и г - последовательность соединения полос
Для формирования двойного гребня гребнегиб устанавливают на пробки. При этом фальцевые отгибы в картинах нужно делать по рис. 11. Первые три операции выполняют в том же порядке, как показано на рис. 9, а, б, в, рис. 10. Далее снимают с гребнегиба пробки и все операции снова повторяют в том же порядке, что и в предыдущем случае.
Рис.11. Отгибы в листах кромок для двойного стоячего фальца
Крепление рядовых полос клямерами осуществляют в последовательности, приведенной на рис. 12, а, б, в, г, д, е, ж.
Рис. 12. Соединение рядовых полос одинарным гребнем с одновременным креплением их к бруску обрешетки:
а - укладывание клямеры на малую кромку картины, б - отгиб большой кромки на 90° в - образованис одинарного гребня, г, д, е, ж - последовательность отгиба на гребне свободного конца клямеры (пунктиром показаны различные положения отгибаемой детали):
1 - брусок обрешетки, 2 - лист с малым отгибом, 3 - отогнутый конец клямеры, 4-гвоздь 3,5х46 мм, 5 - лист с большим отгибом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.