Расчет поперечной рамы одноэтажного промышленного здания. Компоновка конструктивной схемы: Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», страница 2

Привязки колонн к средним координационным осям здания выполняют так, чтобы геометрические оси колонн совпадали с продольными и поперечными координационными осями. Геометрические оси колонн в торцах здания смещают на 500мм внутрь от поперечных координационных осей (рисунок 1.3, а). Здания большой протяженности для уменьшения усилий от вынужденных перемещений, обусловленных температурными климатическими воздействиями, разделяются температурными швами на отдельные блоки. По линиям температурных швов и в местах перепадов высот устанавливают два ряда колонн, при этом ось поперечного температурного шва совмещают с поперечной координационной осью, а оси колонн смещаются на 500мм от этой координационной оси (рисунок 1.3, б).

Колонны крайних продольных рядов имеют «нулевую» привязку, то есть наружные грани этих колонн совмещаются с продольной координационной осью (рисунок 1.3, в) в следующих случаях:

в зданиях без мостовых опорных электрических кранов при шаге колонн 6 м, а  также при шаге 12 м и железобетонных стропильных конструкциях; в зданиях с мостовыми ручными опорными кранами; в зданиях с мостовыми электрическими опорными кранами при шаге колонн по крайним рядам 6 м и высотах 8,4 и 9,6 м независимо от грузоподъемности и режима работы кранов, при высотах 10,8…14,4 м с кранами грузоподъемностью 5, 10 и 16 т легкого, среднего и тяжелого режимов работы и 20 т – легкого и среднего режимов работы (рисунок 1.3, в).

Наружные грани крайних колонн продольных рядов смещают на 250 мм наружу от продольных координационных осей (рисунок 1.3, г): в зданиях без опорных кранов при шаге колонн 12 м и стальных стропильных конструкциях; в зданиях с мостовыми электрическими опорными кранами при шаге колонн по крайним рядам 12 м; при шаге 6 м и кранах грузоподъемностью 32 т, а также при шаге 6 м, высотах 10,8…14,4 м и крайних грузоподъемностью 20 т с тяжелым режимов работы.

Рисунок 1.2 – Компоновка схемы покрытий: а – без подстропильных балок;   б – с подстропильными балками; в – с крупноразмерными плитами;

1 – колонны; 2 – ригели покрытия (балки или фермы); 3- плиты покрытия; 4 – подстропильные балки; 5 – опорные балки; 6 – крупноразмерные плиты размером на пролет а)                               б)                                в)                                        г)

Рисунок 1.3 – Привязки колонн к координационным осям:

а – к поперечным осям в торце здания; б – у температурного шва; в – к продольным осям при «нулевой» привязке; г – к продольным осям при привязке «250 мм»

Расстояния от продольной координационной оси до оси подкранового рельса λ в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 50т принимаются 750мм.

1.3 Компоновка поперечной рамы

При пролетах до 18 м в качестве несущих стропильных конструкций (ригелей покрытия) применяют предварительно напряженные балки и фермы; при пролетах 24 м и более – фермы.

Обычно по условиям изготовления и монтажа стропильные конструкции соединяют с железобетонными колоннами путем опирания ригелей на торец колонны и закреплением этих конструкций между собой монтажной сваркой закладных деталей. Такие соединения позволяют сопрягаемым элементам при действии нагрузок взаимно поворачиваться, что соответствует шарнирному соединению конструкций в расчетной схеме. При шарнирном соединении возможна независимая типизация ригелей и колонн, так как  в этом случае нагрузки, приложенные к одному из элементов, не вызывают изгибающих моментов в другом.

Высота колонны поперечной рамы определяется в зависимости от заданной отметки уровня головки кранового рельса Нг.р. согласно рисунку 1.4. Так длина подкрановой части колонны Н2 (расстояние от обреза фундамента до консоли колонны) равна

                          ,                                         (1.1)

а длина надкрановой части колонны Н1 (расстояние от консоли колонны до верха колонны)

                                      .                                           (1.2)

Здесь hp  –  высота кранового рельса с подкладками, равная 0,15 м;

hп.б. – высота сечения сборной железобетонной подкрановой балки, равная 1 м при шаге колонн 6 м и 1,4 м при шаге 12 м;

а2 = 0,15 м – расстояние от обреза фундамента до отметки 0.00 м уровня пола;

Нкр – высота мостового крана (согласно стандарту на мостовые краны);

а1 – зазор между нижней гранью стропильной конструкции и мостовым краном ( ≥ 200 мм).

Рисунок 4 – К компоновке поперечной рамы

Общая длина колонны (без учета заделки ее в фундамент)

                                             .                                                      (1.3)

Окончательно высоту колонны следует принимать таким образом, чтобы отметка ее верха была кратна 0,6 м (за счет увеличения значения а1).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байков В,Н., Сигалов З.Е. Железобетонные конструкции: Общий курс.– М.: Стройиздат, 1991.– 767 с.

2.  Бондаренко В.М., Бакиров Р.О., Назаренко В.Г., Римшин В.И. Железобетонные и каменные конструкции . – М.: Высшая школа, 2002 – 876 с.

3.   СНиП 2.03.01–84*. Бетонные и железобетонные конструкции.–М.: Стройиздат, 1996.