К вопросу о принципах проектирования современных технологий обучения.
Е.Б. Майнагашева., Хакасский Государственный университет им. Н.Ф.Катанова.
В.П.Беспалько предельно четко сформулировал истоки методологии педагогической технологии в книге «Слагаемые педагогической технологии», представив педагогическую систему в виде двух основных частей: дидактическая задача и технология решения данной задачи. «Каждая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формой, дидактическим процессом и квалификацией учителя» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Педагогика, 1989. С.7). Главный пафос цитируемой книги был: «... превратить учебно-воспитательную работу школы из малоупорядоченной совокупности действий разных учителей в целенаправленный процесс работы педагогического коллектива».
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогических технологий позволил выделить принципы проектирования технологий обучения. К их числу многие авторы относят: принцип целостности, принцип диагностичного целеобразования, принцип актуализации педагогической информации, принцип оптимизации траектории достижения целей, объективности оценки результатов учебной деятельности, принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося, принцип потенциальной избыточности учебной информации, воспроизводимости и тиражируемости процесса обучения, принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся в обучении.
Посмотрим, как исследователи трактуют эти принципы, раскрывают их сущность.
Принцип целостности – педагогическая технология должна в интегрированном и целостном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы.
Принцип диагностичного целеобразования – это усиление функции диагностичных целей обучения. Для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, то есть определить их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может реально измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно, неинструментально: «изучить теорему», «решать квадратные уравнения», «выразительно читать текст», «ознакомить с принципом действия». Эти цели не описывают результата обучения, достижение их трудно проверить. В диагностично поставленной цели действия ученика описываются в терминах: знать, уметь, применять и т.д. Сущность процесса целеполагания мы рассмотрим ниже.
Принцип актуализации педагогической информации проявляется в решении конкретных дидактических проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике преподавания, используя данную педагогическую технологию.
Современная технология обучения, по мнению большинства исследователей, предполагает:
1) обязательность внедрения в общеобразовательную практику научно обоснованных и экспериментально-проверенных нововведений, способствует ломке
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.