Отечественная история: Методические указания и рекомендации к выполнению контрольных работ, страница 3

Выясните, почему северо-восточная Русь стала базой для создания единого централизованного Российского государства. В силу каких причин возросла роль Москвы, ее значение среди других городов и княжеств? Какую роль сыграла в этом отношении Куликовская битва. Какими способами объединил Иван III русские княжества вокруг Москвы. Охарактеризуйте государственное устройство Московского царства.

Проанализируйте поиски путей укрепления Российского государства Иваном Грозным. Укажите цель создания им приказов, их социальный состав, порядок работы. Выясните причины организации опричнины, ее сущность и последствия.

Вариант 3. Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I

План

1.Военная реформа и преобразования государственно-политического строя.

2.Социально-экономические преобразования Петра I.

Литература

1.Анисимов Е.В. Время петровских реформ/ Е.В. Анисимов. -Л. Лениздат, 1989.- 496с.

2.Хрестоматия по дисциплине «Отечественная история» /Сост. Р.И. Ефремова. и др. - СибГИУ, Новокузнецк, 2002.-С.55-69.

3.Сборник документов по истории России с древнейших времен до второй четверти ХIХ в./Сост. С.П. Постников. - Екатеринбург: Изд-во УрАРХИИ, 1993.-С.5-22.

4.Буганов В.Н. Петр Великий/ В.Н. Буганов. -М. Мысль, 1993.-393с.

5.Валишевский К.Ф. Петр Великий/ К.Ф.Валишевский. -М.: Век, 1996.- 432с.

6.Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Русская история с древнейших времен до наших дней/ А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин СПб.: Изд-во «Лань», 1998.-С.151-164

7.История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов/ Н.И. Павленко М.: Высшая школа, 1998.-С.7-132

8.Материалы по изучению истории России: Учебное пособие. Ч.1./Сост. Р.И. Ефремова и др.: СибГИУ. - Новокузнецк. - С.49-135

9.Платонов С.Р. Полный курс лекций по русской истории/С.Р. Платонов.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.-С.306-387

10.Сандулов Ю.А. История России: народ и власть/Ю.А. Сандулов.-СПб.: Изд-во”Лань”, 1997.-С.317-352.

Методические указания

Выясните, чем была обусловлена военная реформа Петра I и какими методами она проводилась. Кто и когда создал русский военный флот? Какое значение имело введение рекрутской повинности и создание военных школ? Охарактеризуйте изменения в государственном устройстве России, проведенные Петром I. Покажите отличие Сената от Боярской думы, а коллегий от приказов. Объясните значение разделения России на губернии и провинции.

Выясните, чем был вызван скачок в экономическом развитии России в начале XVIII в. Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно? Какой труд использовался в промышленности России? Покажите успехи в развитии торговли и сельского хозяйства, изменения в социальном строе. Проанализируйте Табель о рангах, объясните его значение. Дайте оценку преобразованиям Петра I.

Вариант 4. Россия в конце XVIII-начале XIX вв.

План

1.Реформы Александра I и их значение.

2.Отечественная война 1812 г.

3.Декабристы. Их организации и конституционные проекты.

 

Литература

1.Сборник документов по истории России с древнейших времен до второй четверти ХIХ в./Сост. С.П. Постников. - Екатеринбург: Изд-во УрАРХИИ, 1993.-С.111-140.

2.Хрестоматия по дисциплине «Отечественная история» /Сост. Р.И. Ефремова. и др. - СибГИУ, Новокузнецк, 2002.-С.69-77.

3. История России с древнейших времен до второй половины XIX в. Курс лекций/ Б.В. Личман.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1994.- С.212-257.

4. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов/ Н.И. Павленко.- М.: Высшая школа, 1998.-С.322-470.

5. Материалы по изучению истории России: Учебное пособие. Ч.1./Сост. Р.И. Ефремова и др.: СибГИУ. - Новокузнецк. - С.49-135

6.Платонов С.Р. Полный курс лекций по русской истории/С.Р. Платонов.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.-С.306-387

7.Нечкина М.В. Декабристы/ М.В. Нечкина.- М.: Наука, 1982.-183с.

8.Сандулов Ю.А. История России: народ и власть/Ю.А. Сандулов.-СПб.: Изд-во”Лань”, 1997.-С.353-385

9.Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон/ Н.А. Троицкий.- М.: высшая школа, 1994.-304с.

10.Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций.- М.: Высшая школа, 1999.- С.8-100.

Методические рекомендации

Рекомендуется начать работу с характеристики Александра I и обстоятельств прихода его к власти. Проанализируйте его реформы государственного устройства, взаимоотношения крестьян с помещиками, а также в области просвещения. Дайте характеристику личности и деятельности М.М. Сперанского.