Управление качеством: Учебно-практическое пособие (Научные и методические основы качества. Нормативная и законодательная база качества процессов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 

ИНСТИТУТ   НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

Б.В. Шишкин

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

2003

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет»

Институт новых информационных технологий

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет»

Б.В. Шишкин

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Утверждено в качестве учебного пособия Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский - на - Амуре государственный технический университет»

Комсомольск-на-Амуре 2003


УДК 338.45(075.8)

ББК 30.607я7

Ш 655

Рецензенты:

В.В. Литовченко, к.эк.н., доцент, зав. кафедрой «ЭиП»,

Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета;

В.Ф. Иваненко, к.т.н., доцент Комсомольского-на-Амуре

государственного педагогического университета.

Шишкин Б.В.

Ш 655   Управление качеством:  Учебно-практическое пособие.  –  Комсомольск-на-Амуре.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»,  2003.- 75 с.      

ISBN 5-7765-0279-9

Учебное пособие охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, обобщает мировой и российский опыт, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. В пособии рассмотрены методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства.

Большое внимание уделяется применению статистических методов контроля и управления качеством  продукции. Описываются инструменты управления качеством с учетом требований международных стандартов ISO. Охватывает вопросы организации систем качества и их сертификации на предприятиях.

Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

ББК 30.607я7

© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский–на–Амуре государственный технический университет», 2003

© Институт новых информационных технологий Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», 2003

ISBN 5-7765-0279-9


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………...  4

1. НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ……………………….….  5

1.1. Научные подходы к определению качества ………………………………………  5

1.2. Качество и предпринимательская деятельность ………………………………….  9

1.3. Эволюция концепции качества ……………………………………………………  11

1.4. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества …………………… 18

Тесты для самоконтроля ………………………………………………………………... 20

2. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ ………………………………………………….. 21

2.1. Приемочный контроль качества …………………………………………………..  21

2.2. Приемочный контроль групп  изделий по альтернативному признаку ………… 23

    2.3. Непрерывный выборочный приемочный контроль по альтернативному          

           признаку……………………………………………………………………………... 25

    2.4. Количественный контроль показателей качества изделий ……………………… 27

    Тесты для самоконтроля ……………………………………………………………….. 29

3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  НА ПРОИЗВОДСТВЕ …………………. 30

3.1. Контрольный листок ………………………………………………………………. 31

3.2. Расслоение статистических данных ……………………………………………… 33

3.3. Использование диаграммы Парето ……………………………………………….. 34

3.4. Диаграммы причин и результатов ………………………………………………..  37

3.5. Гистограммы ……………………………………………………………………….. 40

3.6. Диаграммы рассеивания ……………………………………………………………48

3.7. Контрольные карты …………………………………………………………………49

Тесты для самоконтроля ……………………………………………………………….  56

4. НОРМАТИВНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ ….. 57

4.1. Требования международных стандартов к системам качества ………………….57

4.2. Технология обеспечения качества …………………………………………………60

4.3. Сертификация продукции и систем качества ……………………………………..62

4.4. Роль метрологии и стандартизации в обеспечении   качества …………………..65

4.5. Проблемы и развитие систем качества ……………………………………………68

Тесты для самоконтроля ……………………………………………………………….. 72

5.  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ………………………………………………….73

6.  ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ …………………………………………..74

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………..75


ВВЕДЕНИЕ

Как появляются дефектные изделия и что нужно сделать, чтобы уменьшить их число? Чтобы поднять качество  всей партии, нужно иметь в виду, что каждое конкретное дефектное изделие появилось в результате особых причин и только их выявление и устранение может помочь от них избавиться. Не нужно думать, что дефектные изделия неизбежны, поскольку продукция должна удовлетворять жестким требованиям стандартов на качество, а факторы, ведущие к появлению дефектов, многочисленны. Но причины появления дефектных изделий универсальны.

Изменчивость – вот в чем проблема. Причины этого заключаются в изменениях материалов, наладки станков, приемов работы и методов проверки /5/. Если бы не было перечисленных изменений, все изделия были бы идентичными, а их качество оставалось бы неизменным. Например, при механической обработке металла по мере роста числа обработанных деталей резец тупится. Одновременно изменяется температура детали, которая влияет на свойства смазочно-охлаждающей жидкости. В итоге размеры детали зависят от того, заточен ли резец и правильно ли он установлен.

Физические способности и мастерство рабочих также оказывают воздействие на изменение качества изделий. Рабочие могут думать, что они работают одинаково, но есть индивидуальные отличия. Даже один и тот же человек работает по-разному в зависимости от своего самочувствия в каждый конкретный рабочий день. Иногда он допускает ошибки из-за невнимательности.

В процессе контроля могут возникнуть изменения в качестве. Вариации в результатах измерений  являются следствием неисправности мерительного инструмента или несовершенства метода измерения. Например, при визуальном осмотре изменения в качестве могут объясняться изменениями

Похожие материалы

Информация о работе