Способ заряда аккумуляторной батареи на транспортных средствах и устройство для его осуществления, страница 2

Устройство фиг. 1 содержит генератор (источник) 1 постоянного стабилизированного напряжения с якорной обмоткой 1.1 и обмоткой 1.2 возбуждения, регулятор 2 тока обмотки 1.2, предохранители 3 и 4, разделительный диод 5, первый 6, второй 7 токоограничивающие резисторы, транзистор 8, защитный диод 9 и трансформатор управления 10 с первичной 10.1 и вторичной 10.2 обмотками. Устройство фиг. 2 имеет элементы 1-10 и дополнено преобразователем 11 постоянно-переменного напряжения. Заряжаемая батарея 12 соединена с обмоткой 1.1 генератора 1 зарядной цепью 3-5-6-4 (фиг. 1), 3-5-6-7-4 (фиг. 2). В устройстве фиг. 1 обмотка 10.1 подключена к источнику переменного напряжения транспортного средства, например, на тепловозе к синхронному возбудителю. Обмотка 10.1 трансформатора 10 фиг. 2 подключена к преобразователю 11, который является источником переменного напряжения частотой от 100 до 150 Гц, обеспечивающей получение максимального эффекта от использования пульсирующего тока для заряда батарей (/5/, с. 193- 194). Генератор 1 является источником стабилизированного постоянного напряжения. При изменении нагрузочного тока и частоты якоря генератора 1 регулятор 2 изменяет соответствующим образом ток обмотки 1.2 и стабилизирует напряжение обмотки 1.1. Предохранители 3 и 4 защищают генератор 1 и батарею 12 от токов короткого замыкания. Диод 5 блокирует разряд батареи 12 на обмотку 1.1 при неработающем генераторе 1.

В схеме фиг. 1 заряд батареи 12 осуществляется следующим образом. Напряжение батареи 12 и напряжение генератора 1 имеют показанную на схеме полярность. Второе напряжение больше первого напряжения. Под действием их разности протекает ток, который ограничивается сопротивлением резисторов. 6, 7 и заряжает батарею 12. На выводах обмотки 10.2 трансформатора 10 действует переменное напряжение. Под действием одной полуволны переменного напряжения, полярность которой совпадает с проводящим направлением диода 9, в цепи база-эмиттер транзистора 8 протекает ток, транзистор 8 находится в отпертом состоянии и проводит ток.

Во время действия второй полуволны напряжения транзистор 8 заперт, ток не проводит и диод 9 защищает его цепь база-эмиттер от действия на нее напряжения обмотки 10.2. При отпертом (запертом) транзисторе 8 резистор 7 включен параллельно резистору 6 (отключен от него) и зарядная цепь имеет меньшее (большее) сопротивление. Периодически повторяющиеся переключения транзистора 8 при помощи переменного напряжения обмотки 10.2 сопровождаются модуляцией сопротивления заряженой цепи. В результате этого ток батареи 12 имеет переменную составляющую, которая накладывается на постоянную составляющую, большую амплитуды переменной составляющей, и является пульсирующим током.

Порядок работы устройства фиг.2 имеет следующие особенности по сравнению с описанным зарядом батареи 12 устройством фиг. 1. При отпертом (запертом) транзисторе 8 резистор 7 шунтируется им (включен последовательно с резистором 6 в зарядную цепь) и зарядная цепь имеет меньшее (большее) сопротивление.

1. Способ заряда аккумуляторной батареи на транспортном средстве, основанный на подаче на заряжаемую батарею постоянного стабилизированного напряжения и ограничении тока в ее цепи при помощи резистора, отличающийся тем, что сопротивление цепи зарядного тока модулируют, причем модуляцию осуществляют с частотой 100-150 Гц.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее источник стабилизированного постоянного напряжения и зарядную цепь, образованную из последовательно соединенных предохранителей, разделительного диода и первого токоограничивающего резистора, причем через эту цепь заряженная батарея соединена с источником напряжения, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено вторым токоограничивающим резистором, транзистором, трансформатором управления и защитным диодом, причем первичная обмотка трансформатора подключена к источнику переменного напряжения транспортного средства, а вторичная обмотка соединена через защитный диод с выводами базы и эмиттера транзистора, коллектор которого соединен с вторым резистором, а его свободный вывод и эмиттер транзистора подключены к выводам первого резистора.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что оно дополнено преобразователем постоянно-переменного напряжения, подключенным входом к источнику стабилизированного напряжения и выходом к первичной обмотке трансформатора управления, причем второй резистор включен последовательно с первым резистором и параллельно второму резистору включен транзистор выводами эмиттера и коллектора.

Использованные источники

1. Северный А.Э. и др. Использование, хранение и ремонт аккумуляторных батарей. М. 1991, ГОСНИТИ, с. 36-37;

2. А.С. N 1129675;

3. А.С. N 387482;

4. А.С. N 577608;

5. Зорохович А.Е. и др. Устройства для заряда и разряда аккумуляторных батарей. Энергия, 1975, с. 189-194;

6. Вилькевич Б. И. Автоматическое управление электрической передачей и электрические схемы тепловозов, Транспорт, 1987, с. 162- 163.

РИСУНКИ

00000001