Таблица 4
Размеры призматических и клиновых шпонок, мм
Диаметр вала d |
b |
h |
Диаметр вала d |
b |
h |
6…8 |
2 |
2 |
44…50 |
14 |
9 |
8…10 |
3 |
3 |
50…58 |
16 |
10 |
10…12 |
4 |
4 |
58…65 |
18 |
11 |
12…17 |
5 |
5 |
65…75 |
20 |
12 |
17…22 |
6 |
6 |
75…85 |
22 |
14 |
22…30 |
8 |
7 |
85…95 |
25 |
14 |
30…38 |
10 |
8 |
95…100 |
28 |
16 |
38…44 |
12 |
8 |
100…130 |
32 |
18 |
Ряд длин: 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 56; 63; 70; 80; 90; 100; 110; 125; 140:
Таблица 5
Диаметр вала d |
b |
Диаметр шпонки d1 |
4…6 |
1,5 |
7 |
6…8 |
2 |
7; 10 |
8…10 |
3 |
10; 13; 16 |
10…12 |
4 |
13; 16; 19; 22 |
12…17 |
5 |
16; 19; 22; 25 |
17…22 |
6 |
22; 25; 28; 32 |
22…30 |
8 |
28; 32; 38 |
30…38 |
10 |
32; 38; 45; 55 |
38…44 |
12 |
65 |
Напряженные шпоночные соединения образуются клиновыми шпонками. Расчет их на прочность также производят в два этапа:
а) по диаметру вала d выбирают ширину b и высоту h шпонки (см. таблицу 4);
б) производят расчет на смятие горизонтальных граней шпонки:
, (14)
где f – коэффициент трения между валом и ступицей (f = 0,15…0,2).
Из формулы (14) определяют рабочую длину шпонки lр и округляют до ближайшего стандартного значения.
Шлицевые соединения
Шлицевые соединения расчитывают в такой последовательности:
а) из условия прочности на кручение или на кручение с изгибом определяют средний диаметр шлицевого вала dср;
б) по среднему диаметру из стандартной таблицы (таблица 6) определяют наружный диаметр D, внутренний диаметр d и число шлиц z ;
в) соединение рассчитывают на смятие боковых поверхностей шлиц по формуле:
, (15)
где Т – крутящий момент, Н×мм;
lр – рабочая длина шлиц, мм ;
y - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между шлицами (y = 0,7 – при центрировании по наружному или внутреннему диаметру , y = 0,8 – при центрировании по ширине шлиц);
[s]см – допускаемое напряжение на смятие, МПа .
Таблица 6
Размеры прямоугольных шлиц (мм) средней серии (ГОСТ 1139 - 80)
Dср |
D |
d |
z |
dср |
D |
d |
z |
12,5 |
14 |
11 |
6 |
45 |
48 |
42 |
8 |
14,5 |
16 |
13 |
6 |
50 |
54 |
46 |
8 |
18 |
20 |
16 |
6 |
56 |
60 |
52 |
8 |
20 |
22 |
18 |
6 |
60,5 |
65 |
56 |
8 |
23 |
25 |
21 |
6 |
67 |
72 |
62 |
8 |
25,5 |
28 |
23 |
6 |
77 |
82 |
72 |
10 |
29 |
32 |
26 |
6 |
87 |
92 |
82 |
10 |
31 |
34 |
28 |
6 |
97 |
102 |
92 |
10 |
35 |
38 |
32 |
8 |
107 |
112 |
102 |
10 |
39 |
42 |
36 |
8 |
118,5 |
125 |
112 |
10 |
Штифты
В машиностроении применяют штифты трех видов: гладкие цилиндрические и конические, цилиндрические и конические с насечками, пружинные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.