Порядок определения предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) в атмосферный воздух. Разработка и контроль мероприятий по снижению загрязнения атмосферы, страница 5

ЦН-11-400 (Циклон конструкции НИИОГаза, наклон впускного патрубка 11о, диаметр цилиндрической части 400 мм. ЦН-15-500; ЦН-15У-600; ЦН-24-700.

СДК-ЦН-33 (Циклон спиральный длинноконический конструкции НИИОГаза, отношение диаметра выхлопной трубы к диаметру цилиндрической части 0,33). СК-ЦН-22; СК-ЦН-34.

Циклон ВЦНИИОТ с обратным конусом для улавливания слабослипающейся и абразивной пыли;

Циклоны конструкции Гипродревпрома типа Ц и УЦ-38 оснащаются внутренним сепаратором и зонтом на выхлопной трубе. У циклонов Ц скорость до 20 м/с во входном патрубке.

Циклоны СИОТ: отсутствие цилиндрической части и треугольная форма входного и отводящего патрубков. Повышенная площадь для размещения (2–2,5 раза), меньшая высота (на 30 %) по сравнению с циклонами типа ЦН-11. Для сухой неволокнистой и неслипающеяся пыли. Требуется полная герметизация бункера.

Уровни функционирования системы контроля:

a)  государственный;

b)  отраслевой (ведомственный);

c)  предприятия.

При осуществлении государственного контроля необходимо соблюдать ряд условий:

v руководство предприятия следует ознакомить с программой инспекционного контроля не менее чем за 14 суток до начала контроля. Один экземпляр программы передают контролируемому предприятию [3]. При контроле предприятия в период неблагоприятных метеорологических условий работы производят без предварительного уведомления предприятия о проведении инспекционного контроля и предварительного ознакомления с программой контроля.

v все работы по инспекционному контролю следует осуществлять в присутствии представителя контролируемого предприятия (как правило – инженера-эколога);

v нельзя нарушать технологических процессов, оговоренных в нормах ПДВ или техническом отчете об инвентаризации выбросов в атмосферу. Если нарушение техпроцесса осуществлялось не по распоряжению инспектора, предприятие несет полную ответственность за все последствия;

v контроль выбросов в атмосферу следует определять по значению максимального выброса М, г/с. Следовательно, необходимо определять концентрацию загрязняющих веществ С, мг/м3, и объемный расход газа V, м3/с;

v определение параметров С и V следует осуществлять только по методикам, разрешенным органами Белстандарта и Минприроды. Не допускается использовать методы экспресс-анализа для определения указанных параметров. Как правило, количество отобранных проб из одного ИЗА должно быть не менее пяти;

v измерение параметров С и V следует осуществлять только инструментом (оборудованием), внесенным в реестр РБ и своевременно поверенным;

v по окончании отбора проб оформляется акт. В акте отбора проб должно быть обязательно указано: перечень источников, режим работы технологического оборудования, методика измерения, перечень измерительного оборудования, длительность отбора, количество отобранного газа, номера фильтров или поглотителей. Акт отбора проб должен быть подписан после окончания работ исполнителями и представителем предприятия. Все возникшие замечания представитель предприятия может внести в акт отбора проб;

v по результатам выполненных измерений предприятию должен быть предоставлен протокол измерений с указанием свидетельства об аккредитации (аттестации), № акта отбора проб и даты измерений, результатов анализа концентрации, результатов расчета объемного расхода V и максимального выброса М, методик измерения, перечень измерительного оборудования и приборов, даты и номера свидетельств их поверки, подписи исполнителей и руководителя подразделения, выполнявшего измерения.

При обнаружении значения выброса загрязняющих веществ, превышающего ПДВ (ВСВ) в 1,5 и более раз, орган, выполнявший контроль, имеет право предъявить претензию к предприятию о взысканию штрафа. Размер штрафа определяется Методикой определения сумм, подлежащих взысканию за сверхнормативное  загрязнение атмосферного воздуха [4] и зависит от величины выброса. При отказе от оплаты предприятию предъявляется иск через судебные органы.