Основная черта М. – эгоизм. Истоки философии Марксизма: немецкая классическая философия, античная философия.
Философия М. – социальная. Разработка понятия «личность», интерпретация феномена отчуждения. Отчуждение – личностные операции превращаются в безличностные операции рынка (феномен отчуждения был проанализирован у Гегеля).
1. Феномен экономического отчуждения (когда на большом предприятие рабочий не знает, что он делает).
2. Феномен политического отчуждения. Когда государственная структура усложняется и становится безличностной.
3. Культурно- социальное отчуждение. Когда человек – «придаток машины».
Марксистская философия
М. Подчеркивает связь философии и естествознания: философия не должна носить исключительно умозрительный характер, не должна заниматься только разработкой понятий, а должна быть связана с естествознанием. «Диалектика природы»…этот союз необходим как для философов, так и для ученых.
Важно!!!! М. Впервые, хотя до него было много материалистов, материалистически рассматривает историю: демонстрирует материализм в развитие общества, экономический взгляд доминирует:
1. Материальное производства – основа жизни общества (чтобы родился 1 Аристотель, нужно 100 рабов)
2. Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание – это менталитет, то, что в голове и на языке… Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, то есть оно может уходить вперед (утопия). Общественное бытие – все сферы жизнедеятельности человека (в большей степени экономического и материального порядка).
3. Маркс попытался представить историю в ее внутренней логике и закономерности. Вывел понятие общественно-экономической формации – это исторический тип общества, определяемый способом производства (способ производства – единство производственных сил и производственных отношений). Общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Цивилизационный подход – совокупность экономического и духовного подхода к истории.
4. Движущая пружина развития общества, истории – классовая борьба.
5. Соотношение народной массы и личности в истории.
В философии марксизма есть материалистический и диалектический материализм. «Анти-Дюринг»????
«Диалектика природы» – разработал вопросы философских категорий.
Исторический материализм - социальная философия, общественное развитие.
Н. А. Бердяев считал, что легальный марксизм (Туган-Барановский, Струве, Бердяев) – это та доктрина, которая имеет право на существование.
Билет № 23 Русская религиозная философия 19-20 вв.
Русская философия 2 половины – первой трети 20 века.
Русская философия этого периода – золотой период. История философии берет свое начало еще с момента принятия христианства, а этот период – это взлет. Так что это не рождение…не лохонитесь!
Русская философия обладает особенностями:
1. Длительное время была связана с религией, теологизация философии.
2. Связь и зависимость философии и литературы.
Предтеча русской философской традиции – П. Я. Чаадаев (1794-1856).
Был католиком. «Философическое письмо» – критика подавления польского восстания, после чего гонение. Демонстрирует двойственность своей жизни и мировоззрения. С одной стороны, Ч. любил Россию, ценил нравственную свободу русского народа, с другой, восторгался единством Запада. Двойственность Ч. – начало славянофильства и западничества.
Славянофилы - ратовали за коллективное начало на основе христианства (Хомяков, Киреевский, братья Аксаковы).
Западники – подчеркивали значимость индивида, личностного начала, критика православия, ориентация на Запад (Громовский, Герцен, Бакунин, Белинский).
Почвенники – ратовали за самобытность русского духа, поэтому присутствует начало славянофильства, но также говорили о значимости индивида. Говорили об универсальной почве для развития России и Запада, то есть симбиоз Запада и России (Григорьев, Достоевский).
Западничество, славянофильство, почвенничество – это социально-политические течения, но не собственно философские. Философские течения вырастут из них: славянофильство – русская религиозная философия, западничество – русская революционная философия.
В.С. Соловьев (1853-1900)
«столп русской философии»
Сын известного московского историка; закончил физ-мат факультет, филологический, духовную академию.. Его магистерская диссертация – «Кризис Западной философии против позитивизма». Позитивизм ратует за демаркацию физики и философии с приоритетом на научные действия, логику, достоверность. В работе говорил о том, что должны быть сделаны поиски духовной основы бытия. Его концепция связана с позицией всеединства, цельного знания. Поиски опоры бытия в духовно-божественном начале, Бог должен объединить материальное и духовное начало. Поэтому концепция смыкается с элементом мистицизма. С. сильно повлиял на символизм как художественное течение. В теории познания С. говорил о том, что нужно выработать такие формы познания, которые были бы близки художественному видению мира. Оно лучше понятийного восприятия мира, так как показывает все в единстве. Непосредственное умосозерцание должно стать связующим звеном между научным, художественным и религиозным видением мира. Проработал мысль о единстве познавательной и этической деятельности. Начала, на которые нужно опираться: истина, добро и красота. Считал, что без опоры на нравственность невозможно получить критерий истины. Именно в нравственном сознании заключено свидетельство истинности полученных им результатов.
Идея нравственности пронизывает работу «Оправдание добра». Стыд – личное качество человека, должно быть в каждом человеке «Стыжусь, следовательно существую». Вне морального начала существование человека невозможно.
У Декарта: «Мыслю, следовательно существую».
Н. Ф. Федоров (1808-1903)
Внебрачный сын князя Гагарина, фамилия крестного отца. Работал преподавателям в ряде провинциальных городов, затем в библиотеке Румянцевского музея. Был одинок. Библиотекарь был гениальный. Кличка: «Великий аскет». Жил в маленькой комнатке, где по вечерам собирался интеллектуальный цвет Москвы.
«Философия общего дела» – в этой работе проводит мысль совершенно абсурдную – воскрешение мертвых. Оценить идею регулирования природных сил, идею долженствования. Он открывает в философии направление, как научно-религиозная мысль. Ф. У истоков русского космизма. Циолковский многократно указывал на него как на ставленника.
Идея воскрешения мертвых приводит к освоению космоса. Начиная с Федорова, в русском космизме появляется утверждение, что человечество не обретет высшей свободы, если не будет испытывать и преобразовывать свою физическую и духовную свободу. Человечество, погрязшее в низшем космосе, метается из одной стороны в другую, поэтому не обретет высшего космоса.
Ноу-сфера – сфера разума, высшая сфера, где присутствует нравственной начало. Освобождение человека от тех качеств, которые заставляют его метаться. Освоение околоземного пространства восходит к творчеству Федорова. «Общим делом» должно явиться перерождение человека.
Все учения Ф. Можно охарактеризовать как религиозные мысли с фундаментом научных.
П. А. Флоренский (1882-1937)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.