Ø Эффект доминирования мнений наиболее авторитетных экспертов
Ø Приспособление к чужому мнению
Различают 2-а способа выполнения эвристического прогнозирования:
1. Индивидуальный (эксперты дают мнение независимо друг от друга)
2. Коллективный (выявляется обобщенное мнение экспертов)
Весь процесс прогнозирования разбивается на 3 этапа:
Ø Формирования коллектива эксперта
Ø Формирование программы опроса и проведение 1-го тура опроса
Ø Согласование мнений экспертов и обработка результатов.
Коллектив – группа экспертов, возглавляемая общим руководителем.
Метод мозговой атаки:
По этому методу организуется заседание экспертов. Перед ними ставится определенная задача и путем отброса решений находится несколько хороших способ решения задачи.
Метод прог-я «Дельфи»:
Это последовательность итераций, циклов мозговой атаки с попытки избежать влияния психологических факторов, способных снизить эффективность заседания по принципу мозговой атаки.
Цель метода Дельфи – разработка тщательно спроектированной программы опроса экспертов в 2-4 тура, между которыми осуществляется обратная связь в виде мнений отдельных экспертов и информации, получаемой путем статистической обработки оценок экспертов.
3 Формальные методы прогнозирования, особенности их применения.
Формальные (формализованные) – основанные на описании закономерностей транспортных потоков и применение в их описании математических формул. Исследуется параметры: зависимые и объясняющие переменные. Делятся на:
– экономико-статистический (метод линейных программ, целочисленное программирование, межотраслевого баланса, корреляционно-регресионный метод);
– экстрополяционный (метод подбора, метод экспонентных сглаживаний, адаптивного сглаживания, скользящего среднего);
– моделирование (матричные модели, сетевые модели, модели оптимального планирования, модели принятия решений, экономико-статистические модели);
– распознавание образов (нейросети);
– адаптивный;
– экспертные системы без знаний.
Преимущества:
Ø Хорошие результаты для краткосрочных прогнозов
Ø Большое количество прогнозируемых продуктов
Ø Легко передается опыт прогнозирования
Ø Прогноз легко воспроизводится
Ø Легко выполнять анализ влияния основных факторов на модель
Ø Более низкая стоимость по сравнению с интуитивными методами
Ø Наличие готовых прикладных программ
Ø Возможность использования internet для сбора данных
Недостатки:
Ø Требуется сбор статистических данных за прошедший период
Ø Сложность отбора факторов прогнозной модели
Ø Сложность составления прогнозного уравнения
Ø Трудность прогнозирования скачка
Ø Трудность оценки веса исходной информации.
Регрессии различают 2-ух видов:
Ø Парная (однофакторная)
Ø Множественная (многофакторная)
Регрессии – совокупность приемов для установления связей между независимой переменной (величиной транспортного потока) и другими факторами.
Методы регрессии:
Ø Линейная зависимость
Ø Параболическая, кубическая.
Ø Экспоненциальная
Ø Логистические модели
Авторегрессия – метод исп. регрессионного анализа для связывания результатов наблюдения с прошлыми результатами наблюдения. Позволяет оценить степень связанности значений ТП в различные периоды времени и выявить скрытые процессы в ТП-х , выбрать модель прогнозирования.
Адаптация-это настройка, самоорганизация, способность помнить прошлый опыт и использовать его для решения подобных задач. Точность прогнозирования зависит от степени соответствия принятой модели реальному процессу. Точность прогнозирования повышается за счет использования принципов самоорганизации, в частности принципа внешних дополнений. Этот принцип заключается во введении дополнительных критериев для решения задачи прогнозирования.
Метод направленного отбора:
На первом этапе рассчитывается матрица критериев. На 2-м этапе выбирается наиболее перспективные решения. На 3-м этапе пропускаются комбинации, явля-ся наилучшими по заданному критерию. 4-й, 5-й и др. проводятся аналогично 3-му. Расчет продолжается до тех пор, пока критерий качества не достигнут мин-ма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.