Вопросы № 1-30 к зачету по дисциплине «Основы эргономики» (Объективные причины возникновения эргономики. Взаимосвязь эргономики и охраны труда)

Страницы работы

Содержание работы

Утверждаю:

Декан факультета УПП

Н. П. Берлин

(Подпись)

(Дата)

В О П Р О С Ы

к зачету по дисциплине

«Основы эргономики»

(зимняя экзаменационная сессия, 2010/2011 учебный год, 4 курс)

1.  Объективные причины возникновения эргономики (Определение термина эргономика. Что послужило толчком к развитию эргономики? Этапы развития эргономики).

2.  Предмет и задачи эргономики (Объект исследования эргономики, предмет эргономики, задача эргономики. Что такое система «человек-машина»?).

3.  Задачи эргономики на транспорте (Привести основные группы задач).

4.  Методы исследования в эргономике (Привести методы исследования в эргономике, дать их определения).

5.  Психологические методы исследования в эргономике (Дать определение, привести основные способы изучения человека-оператора).

6.  Физиологические методы исследования в эргономике (Дать определение, привести основные способы изучения человека-оператора).

7.  Математические методы исследования в эргономике (Дать определение, привести основные способы изучения человека-оператора).

8.  Имитационные методы исследования в эргономике (Дать определение, привести основные способы изучения человека-оператора).

9.  Основные этапы деятельности оператора в системе «человек-машина» (Привести схему этапов деятельности человека-оператора, дать характеристику каждому этапу).

10.  Виды операторского труда (Дать характеристику каждому виду, привести пример).

11.  Функциональное состояние оператора в системе «человек-машина» (Дать определение функциональному состоянию оператора. Привести динамику изменения функционального состояния оператора, фазы работы. Расчет коэффициента загруженности, очереди, скорости поступления информации).

12.  Типы и свойства восприятия (Привести их особенности и характеристики).

13.  Феномены восприятия (Привести описание законов восприятия, парадоксов восприятия, охранительного торможения).

14.  Общие требования к сигналам, поступающим к оператору (Привести общие требования для всех анализаторов).

15.  Характеристики процесса приема информации (Что формирует перцептивный образ образ? Что такое обнаружение, различие, опознание? Какие анализаторы являются физиологической основой формирования чувствительного образа?).

16.  Характеристика зрительного анализатора (Дать определение анализатора, из каких элементов он состоит. Что такое острота зрения, поле зрения, латентный период?).

17.  Характеристика слухового анализатора (Дать определение анализатора, из каких элементов он состоит. Параметры распознавания звукового сигнала. Временной порог чувствительности).

18.  Характеристики сенсомоторной деятельности оператора (Дать определения моторной деятельности, точности и скорости движений, слежению, сенсомоторной реакции и др. Привести закон Хика)

19.  Хранение и переработка информации (Формы памяти, объем, точность воспроизведения и длительность сохранения информации. Процесс забывания).

20.  Рабочее место оператора (Дать определение рабочему месту, классификацию по признакам. Что должно обеспечивать рабочее место с эргономической точки зрения? Рабочие позы. Основные элементы рабочего места).

21.  Средства отображения информации (СОИ) (Дать определение СОИ, виды СОИ, эргономические требования к СОИ, СОИ коллективного пользования).

22.  Органы управления (Дать определение органам управления, классификацию по признакам органов управления. Эргономические требования к кнопкам и клавишам, переключателям, педалям. Размещение органов управления совместно с СОИ).

23.  Анализ алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач (Для чего используется анализ алгоритмов? Дать количественные характеристики трудовой деятельности оператора: показатели стереотипности, логической сложности, скорости переработки информации, динамической интенсивности, энтропия «операторов» и логических условий).

24.  Организация пункта управления (Дать определение пункту управления, привести зоны (залы) пункта управления. Эргономические требования к размещению органов управления и СОИ в пунктах управления).

25.  Факторы рабочей среды на рабочем месте оператора (Привести основные факторы влияющие на оператора. Какие предусматриваются уровни при  проектировании  рабочего  места в зависимости от факторов рабочей среды, дать им краткую характеристику).

26.  Профессиональная подготовка операторов (Привести основные составляющие профессиональной подготовки. Дать понятия, что такое профессиональный отбор, обучение, тренировка, формирование коллективов).

27.  Групповая деятельность операторов в системе «человек-машина» (Что такое группа? Какие могут быть взаимодействия операторов в группе? Эргономические принципы формирования групп операторов).

28.  Показатели качества систем «человек – машина» (Дать основные параметры, характеризующие эргономическую оценку системы «человек-машина». Расчет показателей: быстродействие, надежность, точность, своевременность системы «человек – машина», общий показатель  надежности, степень  автоматизации системы «человек – машина», безопасность  труда, экономический  показатель).

29.  Оценка надежности системы «человек – машина» (По каким критериям оценивается надежность системы «человек – машина»? Дать определения: работоспособности, готовности, отказа  системы «человек – машина»).

30.  Взаимосвязь эргономики и охраны труда (Привести взаимосвязь задач эргономики и охраны труда, дать определение методам анализа травматизма, привести мероприятия по обеспечению охраны труда с учетом эргономического подхода и системного анализа влияющих факторов).

Заведующий кафедрой УЭР

В.Г. Кузнецов

Руководитель модуля

О.А. Терещенко

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0