К. говорит, что источником всякого познания является чувственность. Посредством ее предметы нам даются, созерцаются, мыслятся же они рассудком. Его учение о чувственном восприятии – "Трансцендентальная этика"; учение о рассудке – "Трансцендентальная аналитика". К. не разводит чувственность и рассудок, они едины: это он характеризует словом "опыт". Опыт не носит сумбурного характера, он упорядочен. По К., упорядочивание происходит за счет особых форм познания, независимых от опыта. Именно это дает нам упорядоченность.
Априорные формы знания существуют до опыта, вне его. Априорной формой чувственности выступают пространство и время = априорные формы знания. Ощущение пространства и времени – это свойство нашего восприятия. Только пространство систематизирует внешнее ощущение, а время – внутреннее. Мы можем воспринимать мир только во времени и пространстве.
К. также различает понятия рассудка и разума. Рассудок дает нам способность мыслить предмет чувственного созерцания, он способен составить суждение. Рассудок – сфера науки, он имеет дело лишь с научными понятиями. Мышление и познание – разные вещи. Мыслить можно все, что угодно, а познавать – только при соотнесении своих понятий с действительными объектами.
Познание носит направленный характер. В основе познавательных способностей рассудка лежат категории (априорные формы рассудка), а также принципы и законы логики и математики. Категориями являются такие понятия, как "единое", "целостность", "множество". Все явления, которые изучает та или иная наука, - "это рыба, что поймать которую нужна сеть". Вхождение в этот мир – забрасывание априорной сети (категориальный аппарат) на мир. Категории – интеллектуальные конструкции, которые есть у человека и которые помогают ему уложить факты.
Наше сознание активно в процессе познания. Все априорные формы и чувственности, и рассудка постоянны. Мы воспринимаем мир сквозь призму этих форм. Следует различать вещи, как они даны нам в познании (феномен), и вещи сами по себе (ноумен). Отсюда у Канта изучаемый объект раздваивается. Если мир феноменов доступен нам, то вещь в себе скрыта, не доступна познанию, трансцентна. Кант, вводя понятие "вещь в себе", говорит, что нет предела познания, потому что мир ноумена – это запредельность, к которой будет стремиться человеческая сознательная деятельность. Кант – агностик. Агностицизм (незнание) утверждает, что мир познаваем, но только на уровне феномена, а вот на уровне глубинной сущности он скрыт для нас. Но опять же нет предела нашему познанию.
Разум очищает и систематизирует знание, это сфера метафизики (философии). Разум имеет дело с идеями. Кант не был стоиком, он говорил, что современная ему наука была заражена двумя болезнями: 1) узостью горизонта, однобокостью мышления и 2) отсутствием цели. Именно это и заставляет говорить о значении философии по отношению к науке. Философия должна пестовать науку, научные представления. Не нужно говорить, что наука всесильна. "Трансцендентальная диалектика" посвящена вопросам разума. Разум – наиболее высокая ступень познания, подведение обработанного материала чувственности под высшее единство мышления. Разум определяет законы нашего познания. Существуют идеи разума – это необходимые понятия, так как в чувствах не может быть дан ни один предмет. Идеи – это реальность умопостигающих сущностей. Идеи разума сами создают предметы, которых в опыте не существует. Чистый умопостигающий предмет – это бог.
Кант чувствовал, что ограничивает возможности параметра разум. Разум у него находится на грани трансцендентального и трансцендентного. Ограничивая разум, он дает простор для веры. Для К. понятие "бог" – понятие, которое не может быть сформировано через опыт, а только через религиозные знания, культуру, т.е. через некие умопостижения. Т.о. наступает момент, когда нельзя более обойтись без веры. Потребность в боге – стремление разума к завершенности картины мира, по Канту. Он говорит, что бог есть для того человека, который в него верит. Природа – в мире феномена, бог – в мире ноумена.
Проблемы Эстетики.
Работа Канта "Критика способности суждения" посвящена вопросам эстетики. К. анализирует проблему художественного творчества, которая отлична от науки. Деятельность художника – "игра". художественное творчество не может быть рационально, разложено по полочкам. С точки зрения К., искусство и красота – это сфера незаинтересованного и чистого восприятия. Красота независима от внешних побуждений. В этом отношении Кант ценил восточные арабески – сочетание свободных линий и пятен. Он был поклонником живописи формалистического плана.
Кант не любил музыку, т.к. она приносит душевное смятение. К. выступал против буржуазной регламентации искусства, – на творчество не должны оказывать влияния власти.
Основные положения этики Канта.
Работа "Критика практического разума", посвященная вопросам этики, выходит в 1789г. Кант говорит, что принципы нравственности автономны и самостоятельны. Нужно исходить из принципа доброй воли. Она идет не от разума, не нужно специального образования, чтобы явить ее. Это должно быть у человека на уровне интуиции (способности суждения). Моральный поступок – результат внутреннего повеления, которое не должно быть продиктовано случайными обстоятельствами. Человек должен делать, прежде всего, то, что он обязан делать в эту минуту.
У Канта есть два вида императива (повеления):
1. Гипотетический – необходимо совершить некое действие ради конкретной цели; феномен целесообразности.
2. Категорический – двойное повелевание (абсолютное). Кант говорит о том, что человек не должен совершать поступок ради какой-то корыстной цели, личной выгоды.
Кант также говорит о долге. Моральный закон может быть только формальным. Идея же обязанности, долга должна быть независимой от симпатии или антипатии. от склонности. "Поступай так. чтобы максима твоего поведения совпадала с общей максимой". "Не поступай по отношению к другим так, как ты не хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе".
Он говорит, что есть две вещи, которые способны сделать человека человеком: "Звездное небо надо мной, нравственный закон во мне".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.