Аристотель и его Учение «О материи и форме» (Ответ на экзаменационный вопрос)

Страницы работы

Содержание работы

Аристотель

Родом с севера Греции. 384 – 322 г. до н. э. – человек западноевропейского характера. Он заложил основу очень многих дисциплин. Иногда наз. «стагиритом», (родом из Стагир). Отец – придворный доктор. А. учился в школе Платона, потом стал учителе Александра Македонского. Потом, недалеко от Афин открывает свое учебное заведение – ликей. А. известен как основоположник (формальной) логики. Заложил основы этики и эстетики: «Поэтика» и «Никамахова этика»; основоположник психологии. А. – двойственная фигура. «Платон мне друг, но истина дороже». А. нельзя строго провести  не по ведомству материализма, не по ведомству идеализма. А. одним из первых создает «научную» картину мира: шарообразность земли и другие параметры (также естествоиспытатель).

            Учение А. «О материи и форме», где он начинает как материалист. Первым вводит понятие материи. Здесь А. говорит, что материя первична, а все остальное вторично. Говоря о материи, А. ее характеризует как косное, инертное начало, которое не может материализоваться само по себе, не динамично. В результате материя выступает вроде как возможность. Она не действенна по сути своей, она лишь обладает возможностью перейти в действительность, но для этого нужна некая внешняя сила. Материя должна быть оформлена, именно форма определяет материю, и становится ее сущностью. Форма придает динамизм материи, помогает ей реализоваться. Не материя, а именно форма в конечном счете становится сущностью бытия. От формы зависит индивидуальность каждой вещи.

            Идея первотолчка. Источник движения неподвижен, это внешняя сила, которая толкает мир, и в нем начинаются динамические движения.

            Телеологичность (учение о цели) – предустановленная конечная цель, заранее заданная цель, к реализации которой движется мир. А. не был мыслителем, тяготеющем к идеализму. Он первый подверг критики философию Платона, его мир идей. А. говорит о том, что не имеет эмпирического основания не может быть познано, а этого обоснования у людей нет. У Платона идеи вечны, а А. говорит: «как застывшее может быть сущностью текущего». А. разрабатывает свой категориальный аппарат, в который включил 10 понятий:

1)  субстанция или сущность

2)  качество

3)  кол-во

4)  отношение

5)  действие

6)  страдание

7)  место

8)  время

9)  положение

10) состояние

Аристотель: «Категории», «Метафизика».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
26 Kb
Скачали:
0