остальные такты являются подготовительными и осуществляются за счет запасенной энергии маховика и за счет энергии от рабочих ходов, осуществляемых в других цилиндрах, что обеспечивает плавность работы двигателя.
Обычная последовательность работы у четырехцилиндровых двигателей-1-2-4-3 или 1-3-4-2, у шестицилиндровых-1-5-3-6-2-4, у восьми-1-5-4-2-6-3-7-8.
Дизельные двигатели в сравнении с бензиновыми более полно используют энергию сгоревшего топлива и не имеют ограничения на величину рабочего объема одного цилиндра. Дизели имеют более мягкую характеристику крутящего момента, а значит более «тяговиты» на режимах малой частоты вращения.
2. Расчёт параметров цикла
Полный объем:
, (1)
где ε – степень сжатия;
Vс = 1 (в условных единицах),
- объем камеры сгорания.
;
Рабочий объем:
; (2)
;
Объем в конце сгорания Vz:
Vz = Vc , (3)
где _ степень предварительного расширения;
Vz = 1,71 = 1,7
Давление в конце такта сжатия , МПа
, (4) где n1 - показатель политропы сжатия, определяемый по формуле В. Петрова:
; (5)
где np - частота вращения коленвала, об/мин:
;
;
Промежуточные точки политропы сжатия рассчитаны с использованием соотношения:
; (6)
Тогда: ; (7)
Промежуточные точки политропы сжатия рассчитываются по формуле (7) , результаты приведены в таблице 1.
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Таблица 1 – Промежуточные точки политропы сжатия
Vx |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16,1 |
px, МПа |
3,25 |
1,62 |
1,08 |
0,81 |
0,648 |
0,54 |
0,463 |
0,4 |
0,07 |
Давление в конце сгорания , МПа:
, (8)
где λ - степень повышения давления;
.
Давление в конце такта расширения pb, МПа:
pb = pz / n2 , (9)
где _ степень последующего расширения:
= / = 16,1 /1,7=9,5
n2 - показатель политропы расширения, определяемый по формуле В. Петрова:
n2=1, 22 – 130/nр = 1, 2 – 130/3000=1,18 (10)
Промежуточные точки политропы расширения:
; Va=Vb (11)
; (12)
Промежуточные точки политропы расширения рассчитываются по формуле (12), результаты приведены в таблице 2.
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Таблица 2 – Промежуточные точки политропы расширения
Vx |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
16,1 |
px, МПа |
14,07 |
7,03 |
4,69 |
3,52 |
2,81 |
2,34 |
2,01 |
1,75 |
0,53 |
Среднее теоретическое индикаторное давление , МПа:
; (13)
Действительное индикаторное давление с учетом коэффициента скругления диаграммы , МПа:
; (14)
где pr - давление выхлопных газов;
pа – давление при впуске;
ν – коэффициент скругления.
.
Среднее давление механических потерь , МПа
; (15)
где _ средняя скорость поршня в цикле, м/с. Предварительно = 10 м/с.
.
Среднее эффективное давление цикла , МПа:
; (16)
где pэ – среднее эффективное давления цикла;
.
Полученные расчетом данные используем для построения индикаторной диаграммы (рис. 1).
Индикаторная диаграмма – графическая зависимость между давлением и объемом p = f(V).
3. Построение индикаторной диаграммы.
4. Определение основных параметров кривошипно-шатунного механизма.
Механический КПД двигателя, :
; (17)
.
Рабочий объем цилиндра , л:
; (18)
где τ - тактность двигателя (τ=4);
Pe – заданная мощность двигателя, кВт;
pэ - среднее эффективное давление цикла, МПа;
np - номинальная частота вращения коленвала;
i - заданное число цилиндров;
;
Диаметр поршня D, мм:
; (20)
.
Ход поршня S, мм:
S = 1,1D = 99 мм
Средняя скорость поршня , м/с:
; (21)
;
.
Средняя скорость движения поршня не превышает максимально допустимого значения.
5. Построение диаграммы фаз газораспределения. Связь ее с индикаторной диаграммой.
Для построения воспользуемся значениями углов приведенных в задании: угол открытия впускного клапана: φ1 = 15˚;
угол открытия выпускного клапана: φ2 = 60˚;
угол закрытия впускного клапана: φ3 = 70˚;
угол закрытия выпускного клапана: φ4 = 10˚;
угол опережения впрыска: γ = 10˚.
Вправо от центра полуокружности, построенной под отрезком Vh c диаметром равным этому отрезку, по горизонтали отложим отрезок ОО1 .
; (22)
где - коэффициент;
r – радиус кривошипа коленвала, ;
lш – длина шатуна.
Учитывая, что длина шатуна двигателя обычно lш > 3,5r,принимаю lш =4r, получим:
Из центра О1 проводятся лучи до пересечения с полуокружностью. Углы наклона лучей φ к горизонтальной оси соответствуют заданным значениям углов открытия и закрытия клапанов и угла опережения зажигания γ.
6. Расчет и построение внешней характеристики ДВС.
Внешняя (скоростная) характеристика – графическая зависимость мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала.
Мощность:
; (23)
где а, b – эмпирические коэффициенты, аппроксимирующего перегрузочную ветвь внешней характеристики кубического трехчлена (для дизелей с предкамерой: а = 0,6; b = 1,4)
nei – текущие значения частоты вращения коленчатого вала;
np – номинальная частота вращения.
Крутящий момент:
. (24)
Значения, необходимые для построения внешней характеристики рассчитываются по формулам 22 и 23. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Расчет внешней характеристики.
Наименование |
Отношение nei / np |
|||||
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
|
ne , об/c |
11,5 |
23 |
34,5 |
46 |
57,5 |
69 |
Pe , кВт |
23,5 |
56 |
90,7 |
121 |
140 |
141 |
Te , Н•м |
325 |
388 |
419 |
419 |
388 |
325 |
7. Проектирование кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Кривошипно-шатунный механизм проектируется при известном диаметре поршня. Все остальные основные размеры определяются из эмпирических соотношений.
Параметры КШМ:
Диаметр пальца: dп =(0,3…0,4)D = 27…36 мм;
принят dп= 30 мм;
Внутренний диаметр пальца: dв =(0,55…0,7)dп= 16,5…21 мм;
принят dв= 20 мм;
Длина пальца: lп = (0,8…0,9)D = 72…81 мм;
принята lп= 72 мм;
Расстояние между внутренними торцами бобышек: b = (0,25…0,5)D = 22,5…45 мм;
принято b= 40 мм;
Внешний диаметр внутреннего торца бобышек: dб = (1,3…1,6)dп = 39…48 мм;
принят dб= 40 мм;
Толщина днища поршня: δ = (0,1…0,2)D = 9…18 мм;
принята δ = 12 мм;
Расстояние от днища поршня до первой канавки под поршневое кольцо: с1 = (0,11…0,2)D = 9,9…18 мм;
принято c1= 14 мм;
Толщина первой кольцевой перемычки: hп = (0,04…0,07)D = 3,6…6,3 мм; принята hп= 3,6 мм;
Радиальная толщина кольца: комп. t=(0,04…0,045)D = 3,6…4,05 мм; принята t= 3,6 мм;
масл. t=(0,038…0,043)D=3,42…3,87 мм;
принята t= 3,5 мм;
Толщина стенки головки поршня: S= (0,05…0,1)D= 4,5…9 мм; принята S= 7 мм;
Расстояние от днища поршня до центра отверстия под палец:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.