Единая система допусков и посадок. Основные нормы взаимозаменяемости. Принципы построения ЕСДП. Образование допусков и посадок. Порядок назначения посадок. Обозначение допусков и посадок на чертежах, страница 2

Посадки в системе вала образуются сочетанием поля основного вала ( h )                 с полями отверстий:

Поля отверстий от A  до образуют с полем    посадки в системе вала с зазором.

Поля  JS,   K,   M,   N   с полем    h   -  посадки в системе вала переходные.

Поля  P, R,  S,   T,   U,   V,   X,   Y,  Z   с полем  h - посадки в системе вала с натягом.

Кроме вышеназванных полей существуют дополнительные (промежуточные) поля: для отверстий  -  CD, EF,  FG,  ZA, ZB, ZC;   для валов  -  cd,   ef,   fg,   za,   zb,   zc.

Данные поля в ЕСДП  используются для размеров до 18 мм с целью снижения разброса основных отклонений рядом  стоящих интервалов.

Образование отклонений осуществляется по следующим правилам:

Для полей  A...H  и  a...h   -  EI = -es.    Для полей   K...ZC  и   k...zc    ES =  -ei.

Данное правило определяет симметричное расположение одноименных полей ЕСДП   относительно нулевой линии (рис. 6.1).

Рисунок 4.1 -  Относительное расположение полей допусков отверстий и валов.

Исключение составляют:

1. JS,   js  - поля не имеют основных отклонений и расположены симметрично нулевой линии.

2. Для  размеров  свыше  3 мм  в  квалитетах   9...16  верхнее  отклонение   поля   N равно нулю (ES = 0).

3. Для полей отверстий,   расположенных ниже нулевой линии,   распространяется следующее правило: ES = -ei + D,   где D = IT - ITn-1  -  разность между допуском данного квалитета и ближайшего большего. Данное   правило позволяет  без проблем осуществлять перевод посадки с натягом из системы отверстия в систему вала без изменения   характеристик   [1,2,5,9].

Специальное  правило распространяется для отверстий  свыше 3 мм с отклонениями  J, K, M, N    в   квалитетах   до   JT 8,  включительно,  и  для  отверстий         P ...ZC     в квалитетах   от   JT 01  до   JT 7,  включительно.

Порядок назначения посадок

Любая посадка (с зазором, с натягом, переходная) может быть назначена одним из трех способов:

1. Расчет и выбор. Данный способ используется для ответственных сопряжений, определяющих эксплуатационные показатели узла, агрегата и машины в целом при их серийном производстве. Обычно после изготовления  и сборки деталей  проводятся испытания с последующим  анализом.

2. По аналогии с существующими сопряжениями деталей.

3. По опыту  и  интуиции  специалиста.

При назначении допусков и посадок, в первую  очередь, выбираются рекомендуемые и предпочтительные.   В  ГОСТ 25347-82   предпочтительные допуски и посадки выделены в жирной прямоугольной рамке. Во вторую очередь - рекомендуемые непредпочтительные   и затем  -  дополнительные.

После расчета посадка выбирается из ряда рекомендуемых в следующей последовательности (с учетом рассчитанных показателей):

1. Выбирается  предпочтительная  посадка в системе отверстия  (ГОСТ 25347-82).  Если посадка не может быть выбрана, то переходим к следующей позиции и т. д.

2. Выбирается  предпочтительная  посадка в системе  вала.

3. Посадка в системе отверстия не предпочтительная.

4. Посадка в системе вала не предпочтительная.

5. Посадка без системы может быть назначена после технического обоснования.

Такая организация выбора посадок:

1. Хорошо обеспечивает взаимозаменяемость.

2. Хорошо стандартизирует  существующее многообразие допусков и посадок

3. Обеспечивает экономичность изготовления  деталей и машин [1,2,5].

                  Обозначение допусков и посадок на чертежах

На рабочем чертеже ( приложение А ) указываются все требования для изготовления данной детали [1;2;5, с.278],  в том числе и точность. Допуски на размеры могут быть указаны непосредственно над размерной линией  одним из трех способов:

   Символами    -     Æ70H7,   Æ70f7.

   Числовыми значениями отклонений. Числовые значения отклонений указываются со знаками:  верхнее отклонение - всегда вверху, нижнее – внизу;                например, Æ70; Æ70. Симметричные отклонения проставляются одной  цифрой:   Æ350.5   ( без скобок ).

   Сочетанием первого и второго способов  -   Æ70H7(),  Æ70f7(). Числовые значения отклонений указываются   в  скобках.

Числовые значения отклонений определяются по стандарту ГОСТ 25347-82 в зависимости от размера и квалитета .

Для неответственных размеров, выполняемых  в квалитетах  JT 12...JT18, точность изготовления  может  быть  указана текстом  выше основной надписи:

1. Неуказанные предельные отклонения размеров: отклонений H14, валов h12, остальных  .

2. Неуказанные предельные отклонения размеров: диаметров H14, h12, остальных ;     или    ().

3. Неуказанные предельные отклонения размеров: отверстий H14, валов h14, остальных  ;     или   ().

t1 - обозначает точность изготовления  (допуск) по классу не только для линейных размеров, но и для фасок,  радиусов закругления и для других  элементов, у которых не указан допуск непосредственно у размера.  При этом цифра  1  обозначает класс точности. Нормирование точности по классам и квалитетам находится в соотношении:

t~ JT12;        t~ JT14;      t~  JT16;           t~ JT18.

На сборочном чертеже ( приложение Б )посадки обозначаются аналогично вышеуказанным   способам   нанесения   допусков:

1. Символами:   Æ70  или   H7/f7  или  H7 -  f7.

2. Числовыми значениями:   Æ70.

3. Комбинированный:     Æ70

При    обозначении посадки  всегда  в числителе указывается  допуск    на отверстие , а   в  знаменателе  –  допуск на вал,   независимо    от  системы посадки,   характера       сопряжения    и     точности    изготовления    отдельной      детали.

Рисунок 6.2 - Схема полей допуска  посадки с зазором 70Н7/f7

Приложение  А – Рабочий чертёж детали

Приложение  Б – Сборочный чертёж  узла