В качестве примеров прессовых посадок на рис. 7.4 приведен эскиз локомотивной колёсной пары, где соединения 2 и 3 получают напрессовкой, соединение 4 – нагревом бандажа, а в соединении 1 применяют оба вида сборки. Усилия напрессовки зависят от величины натяга; в частности, усилие при напрессовке колёсного центра на ось Fa = 500…800 кН.
Рис. 7.4. Соединения с натягом локомотивной колёсной пары
Необходимую разность температур Dt нагрева втулки или охлаждения вала, обеспечивающую свободную сборку, рассчитывают по формуле:
(7.5)
где Nmax – наибольший натяг посадки, мм;
So – минимально необходимый зазор, обеспечивающий свободную сборку, мм; рекомендуется принимать равным минимальному зазору посадки H7/g6;
a – температурный коэффициент линейного расширения (для стали и чугуна a = 10×10-6 °С-1;
d – номинальный диаметр в мм.
7.4. Концентрация напряжений
Прессовое соединение является сильным концентратором. Действительная эпюра давлений по длине втулки является кривой с максимумом давлений по краям втулки (рис. 7.5, а), а не прямоугольник, как на рис. 7,1, б. Именно у краёв втулок наблюдается концентрация напряжений, вызванная вытеснением сжатого материала от середины втулки в обе стороны.
Рис. 7.5. Меры по снижению концентрации напряжений
Эффект концентрации напряжений можно уменьшить изготовлением деталей специальной формы и определённых размеров:
1) применение разгружающих выточек во втулке, что повышает её податливость у краёв; При этом эффективный коэффициент концентрации напряжений снижается на 30% (рис. 7.5, б);
2) изготовление втулки (ступицы) длиной больше длины подступичной части вала (головки, рис. 7.5, в); снижение коэффициента на 40%;
3) ограничение длины ступицы до l/d ≤ 2.
7.5. Расчёт прочности соединения
Расчёт прочности (неподвижности) заключается в определении расчётного натяга и выборе посадки. Расчётная схема представлена на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Расчётная схема соединения
Условие прочности при нагружении осевой силой записывают аналогично клеммовому соединению:
(7.6)
По теории расчёта толстостенных сосудов давление на поверхности контакта в зависимости от натяга определяют по формуле Лямэ:
(7.7)
где d – номинальный размер соединения, мм;
N – расчётный натяг, мм;
С1 и С2 – коэффициенты задачи Лямэ;
Е1 и Е2 – модули упругости, МПа.
Коэффициенты С1 и С2 определяют по формулам:
(7.8)
где μ 1 и μ 2 – коэффициенты Пуассона;
d1 и d2 – диаметры вала (внутренний) и втулки (наружный).
Из формул (7.6) и (7.7) находят расчётный натяг:
(7.9)
Для крутящего момента Т и комбинации нагрузок справедливы следующие равенства:
(7.10)
(7.11)
Механические характеристики материалов соединений приведены в прил. 17.
Формула (7.11) является универсальной. Поправка на шабровку (вводится только для механической сборки):
(7.12)
где Rz1 и Rz2 – максимальные высоты шероховатостей посадочных поверхностей, мм; рекомендуется для прессовых соединений следующие сочетания шероховатостей: Rz1/Rz2 = 0,0063/0,01; 0,0032/0,063 мм.
Технологический натяг:
(7.13)
По технологическому натягу выбирается посадка с выполнением условия:
(7.14)
где - минимальный табличный натяг.
Рекомендуемые посадки и их натяги приведены в прил. 18.
Пример 7.1. Рассчитать посадку ступицы на цилиндрический вал с d = 50 мм, d1 = 0, d2= 70 мм, l = 80 мм. Материал деталей – сталь (Е = 21,5·10-4 МПа, m = 0,3). Крутящий момент Т = 240 Н×м; осевая нагрузка Fa = 800 Н. Сборка тепловая.
Решение.
Коэффициенты – формула (7.8):
При коэффициенте запаса К = 1,5 расчётный натяг – формула (7.11):
Принимаем посадку
с минимальным натягом Nmin = 0,034 – 0,025 = 0,009 мм = 9 мкм > N.
Вывод. Принята посадка .
Пример 7.2. Рассчитать посадку ступицы на цилиндрический вал диаметром d = 50 мм с шероховатостью Rz1 = 6,3 мкм; Rz2 = 10 мкм. Расчётный натяг N = 10 мкм. Сборка механическая.
Решение.
Определяем поправку на шабровку:
u = 1,2(6,3 + 10) = 19,56 мкм.
Технологический натяг: NT = 10 + 19,56 = 29,56 мкм.
Принимаем посадку: Æ50Н7/t6 = Æ с табличными натягами Nmin = 29 мкм > и Nmax = 70 мкм (прил. 18).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.