дает нам определенное конкурентное преимущество и возможность правильно формировать ассортимент той или иной торговой организации.
2. Практическая часть
2.1 Расчет показателей и свойств ассортимента
Исходные данные:
-торговая площадь: 1100 м2
-тип магазина: универсам
-количество товарных групп по ассортиментному перечню (базовая широта): 42
Задание:
Рассчитать коэффициент широты, коэффициент полноты и структуру ассортимента. Проанализировать свойства показателей ассортимента, сделать вывод по магазину.
Расчет показателей:
1) Определяем базовую полноту (количество видов, разновидностей, наименований и артикулов, принимаемое за основу для сравнения) по таблице:
Таблица 1 - Рекомендуемое количество разновидностей для магазинов.
Формы специализации |
Размеры торговой площади S (м2) |
|||
До 250 |
251-650 |
651-1000 |
Свыше 1000 |
|
Универсам |
------------ |
700 |
701-1000 |
1001-1500 |
Согласно данным таблицы, рекомендуемое количество разновидностей товаров для универсама с торговой площадью 1100 м2 варьируется от 1001 до 1500. Для нашего случая рекомендуемое количество разновидностей (Пб) равно 1300.
2) Определяем действительную широту (фактическое количество товарных групп на день проверки). В данном случае она равна 59.
В магазине присутствуют следующие роды потребительских товаров: продовольственные товары, непродовольственные товары и медицинские товары.
Товарные группы на день проверки в магазине универсам:
Род продовольственных товаров включает следующие группы:
Плодоовощные товары:
-овощи
-плоды
-грибы
-овощные консервы
-томатопродукты
-консервы для детского и диетического питания
Зерномучные товары:
-крупы
-мука
-макаронные изделия
-хлеб и хлебобулочные изделия
-бараночные изделия
-хлебные палочки, соломка, хрустящие хлебцы, пирожки, пончики, пироги
Рыба и рыбные товары:
-рыба
-рыбные консервы и пресервы
-икра
-нерыбные водные продукты
Мясо и мясные товары:
-мясо убойных животных
-колбасные изделия -мясные консервы
-мясные копчености
-мясные полуфабрикаты
-мясные субпродукты
-мясо домашней птицы и пернатой дичи
Молоко и молочные продукты:
-молоко
-кисломолочные продукты
-сыры и сливочное масло
-сливки
Яйцо куриное пищевое
Кондитерские товары:
Сахаристые:
-карамель
-конфеты
-шоколад и какао-продукты
-мармелад
-зефир
-халва
-ирис
-восточные сладости (сахаристые и мучные)
Мучные:
-печенье
-пряники
-торты
-пирожные
-рулеты
-вафли
Мед
Крахмал
Сахар
Вкусовые и алкогольные товары:
Алкогольные напитки:
-водки
-ликероводочные изделия
-виноградные вина
-коньяки
Слабоалкогольные напитки:
-пиво
Безалкогольные напитки:
-минеральная вода
-плодово-ягодные и овощные соки
-газированные напитки
Табачные изделия
Чай, кофе и кофейные напитки
Пряности
МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ
Род непродовольственных товаров заключает в себе такие группы как:
Хозяйственные товары (бытовые химические товары)
Гигиенические товары (косметические товары)
Биотовары:
-цветы
-зоотовары
3) Получив все необходимые для вычислений данные, рассчитываем показатели ассортимента, а именно коэффициент широты, коэффициент полноты и показатель структуры ассортимента.
1. Расчет коэффициента широты:
Коэффициент широты = широта действительная / широта базовая* *100%
Кш = (59/42) × 100%;
Кш = 140%.
2. Расчет коэффициента полноты:
Коэффициент полноты = полнота действительная / полнота базовая* *100%
Полнота действительная = 2240
Кп = (2240/1300) × 100% ;
Кп = 172%.
3. Расчет структуры ассортимента:
Структура ассортимента = количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении / суммарное количество товаров в натуральном или денежном выражении, имеющееся в наличии
Сi = Аi / Si;
Рассчитаем структуру ассортимента на примере молочных продуктов и кондитерских изделий.
Молоко и молочные продукты:
-молоко (19)
-кисломолочные продукты:
Кефир (7)
Ряженка (3)
Варенец (3)
Молочные коктейли (6)
Молочные напитки (8)
Молочная сыворотка (2)
Творог (3)
Йогурт (49)
Сметана (9)
Творожок (10)
Творожные сырки (10)
Мороженое (24)
-сыры и сливочное масло:
Твердые, полутвердые, мягкие сычужные сыры (18)
Переработанные сыры (32)
Сливочное масло (14)
Маргарин (3)
-сливки (3)
Итого: 223
Молоко и молочные продукты: Сi = 223 / 2240 = 0,1
Кондитерские товары:
Сахарные:
-карамель (29)
-конфеты (168)
-шоколад и какао-продукты (165)
-мармелад (9)
-джем (15)
-зефир (7)
-халва (3)
-ирис (3)
-восточные сладости (8)
Мучные:
-печенье (28)
-пряники (9)
-торты (32)
-пирожные (37)
-рулеты (34)
-вафли (14)
-вафельные торты (7)
Мед (5)
Крахмал и крахмалопродукты (7)
Сахар (9)
Итого: 589
Кондитерские товары: Сi = 589 / 2240 = 0,28
Заключение
В ходе исследования было установлено, что коэффициент широты данного магазина равен 140%, что свидетельствует об очень большом групповом ассортименте. Коэффициент полноты имеет приемлемое значение и равен 172%. Мы видим, что ассортимент данного магазина сильно насыщенный. Продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара.
Кроме того, чрезмерная полнота ассортимента (в нашем случае действительная полнота ассортимента превышает базовую полноту на 72%) также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной. Следовательно, ассортиментная политика данного магазина должна быть направлена на сокращение группового ассортимента, а именно уменьшение доли таких товарных групп как кондитерские изделия (в частности таких товарных групп как шоколад, конфеты, печенье, вафли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.