Такое положение наблюдалось и в колонистских школах Юга России, в регионах Дона и Северного Кавказа.
Наиболее значительный массив колонистских школ находился в местах массового колонистского расселения: в Кубанской области вблизи Армавира, где в советское время был организован немецкий национальный район, а также в Таганрогском округе Области войска Донского, в дочерних колониях Таврической и Екатеринославской губерний.
К началу первой мировой войны в 1914 г. во всех городах Юга России функционировали немецкие школы при местных церквях и соборах, а в некоторых городах (Таганрог, Владикавказ) школы находились в немецких городских домах.
В 1915 г. на Юге прокатилась волна дискриминации колонистского образования. В циркуляре попечителя Одесского учебного округа предписывалось местным инспекторам увольнять из немецких школ Юга России всех политически подозреваемых в неблагонадежности или недостаточно хорошо владеющих русским языком учителей, провести своеобразную аттестацию. В конце 1915 г. училищный Совет принял решение о «желательности закрыть все школы в немецких населенных пунктах Области войска Донского».
После установления советской власти до середины 20-х г.г. немецкое школьное образование фактически было предоставлено немецким колонистским обществам, однако после опустошительной гражданской войны на Юге школы влачили жалкое существование и функционировали только благодаря энтузиазму учителей и служителей культа.
С середины 20-х г.г. и до 1933 г., когда в советской национальной политике возобладала идея так называемой «коренизации», немецкая национальная школа получила возможность на условиях властей вновь работать функционально. Повсеместно наблюдался процесс перехода обучения в школах на родной язык. Однако власти попытались извратить национально-традиционную сущность немецкой школы, идеологизируя содержание учебного материала, проводя жесткую линию на отделение церкви от государства, от школы. В немецком национальном районе на Кубани, в его центре селении Ванновском (б. колония Эйгенфельд), был открыт педагогический техникум с подготовительным и заочным отделениями. Несколько групп с общим количеством учащихся в 126 чел. занималось на стационарном отделении. Всего же в районе было 48 начальных, неполносредних и школ всеобуча с 6146 учащимися и 208 преподавателями. Обучение велось на немецком языке.
В Таганроге была открыта немецкая национальная школа и принято для занятий 137 учащихся. Во всем Таганрогском округе в колониях было 24 школы. Всего же на Юге России, в регионе Дона и Северного Кавказа в середине 30-х г.г. XX в. было не менее 80 начальных колонистских школ, в которых осуществлялся переход на русский язык.
Русифицированная немецкая школа на Юге России прекратила свою деятельность в начале Германо-Советской войны, когда с Европейской части страны немецкое население было депортировано в ее Азиатскую часть.
КОНТОРЫ ОПЕКУНСКИЕ учреждались в Рос сии как органы поддержки и управления колониями в Поволжье, Причерноморье и в Закавказье в XVIII — XIX веках.
Опекунскими функциями был наделен образованный в 1801 г. для поддержки и управления новороссийскими и бессарабскими колониями Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России с конторами в Екатеринославе, Кишиневе и Одессе. Первоначально местом пребывания Попечительного Комитета была столица, а впоследствии южные города: Екатеринослав с 1818 г. по 1820 г., Кишинев с 1820 г. по 1833 г., Одесса с 1833 г. по 1871 г.
В 1871 г. Попечительный Комитет был упразднен, а его функции переданы местным административным органам.
На Юго-Востоке России, в регионах Северного Кавказа и Донской области, где основной массив колоний образовался во второй половине XIX в., деятельность Попечительного Комитета не просматривается. Однако его функции осуществлялись местными военно-административными и хозяйственными органами на основе общероссийского законодательства и положений о Попечительном Комитете.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.