Старокатолический вопрос в России в XIX-XX веках

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

СТАРОКАТОЛИЧЕСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ В РОССИИ В XIX-XX ВЕКАХ

Герасимов Владимир

Дипломная работа защищена в Московской духовной семинарии в 2003 г. Полный текст работы находится в библиотеке Московской духовной семинарии.

Оглавление:

Введение

Глава I. Краткий обзор истории старокатолического движения (возникновение и становление).

Глава 2. Вероучительные особенности старокатолицизма.

Глава 3. Старокатолический вопрос в России до 1917 года.

Глава 4. Переговоры со старокатоликами после 1917 года.

Заключение

Глава 3. Старокатолический вопрос в России до 1917 года.

Предпосылки  возникновения старокатолического вопроса в России. Протопресвитер Иоанн Янышев и генерал А.А. Киреев.

Отделившись от Римской церкви и осудив основные ее заблуждения, представители старокатолического движения считали себя принадлежащими к истиной католической церкви - наследнице неразделенной церкви первых веков. Естественно, возникло желание быть признанными и другими самостоятельными христианскими обществами. Это желание было высказано в 1871 году на первом старокатолическом конгрессе, проходившем в Мюнхене: "Мы надеемся на воссоединение с греко-восточною и русскою церквями, так как разделение церквей последовало без вынудительных причин и не основано ни на каких догматических разностях. Мы ждем… постепенного соглашения с прочими христианскими вероисповеданиями, в особенности с протестанскими церквями Германии и с епископскою церковью в Англии и Америке."   Старокатолики полагали, что отвергнув папство они удалили из католической церкви главный элемент, вызвавший разделеление церквей. С другой стороны, молодому движению, объявленному Римской церковью расколом, требовалось подтверждение своей кафоличности. Этими причинами можно объяснить возникший возникший среди старокатоликов интерес к остальным христианам и в частности, к православным.

Россия всегда была зоной особого интереса католической церкви, так как сама воспринимала себя исторической наследницей Рима. Территория Российского государства Ватиканом всегда воспринималась как поле для миссионерской деятельности. Представители ордена иезуитов с начала 19 века вели активную пропаганду по всей России, не исключая и столиц. Создавая многочисленные школы и миссии, братья "ордена Иисуса" увлекли в свои сети многих представителей высшего сословия. Такой беззастенчивый прозелетизм привел к высылке в 1815 году иезуитов из обеих столиц. Но  это их не остановило - теперь католические миссионеры стали действовать, в основном, в западных и южных областях. 

К концу 19 века в России недовольство действиями римско-католической церкви достигло своего апогея среди патриотически настроенных граждан.

Большой ущерб прозелитической деятельности римокатоликов был нанесен воссоединением униатов к Православной Церкви в 1839 году. Но уже польское восстание 1863 года, поддерживаемое местным католическим духовенством, показало насколько сильна была папская партия в своем противодействии России.

В связи с этим неудивительно, что возникнув на западе, антипапское движение старокатоликов встретило горячий отклик и интерес и прежде всего в богословской среде.

Особое   внимание движению старокатоликов  было уделено  Обществом любителей духовного просвещения (Санкт-Петербургский отдел учрежден в 1871 году, Московский в 1863). Одной из своих главных задач это Общество постановило "поддержать сношения с поборниками православной истины за границей, оказывая им нравственную опору и способствовать уяснению заграничной публикой понятий о Православной Церкви". 

Говоря в дальнейшем о переговорах со старокатоликами в рамках деятельности Общества любителей духовного просвещения, невозможно не упомянуть о двух богословах-энтузиастах, благодаря которым старокатолический вопрос в России получил   свое развитие.

Первый из них - протопресвитер придворного духовенства Иоанн Янышев (1826-1910). Являясь ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, членом Священного Синода и императорским духовником, отец Иоанн отдавал практически все свои силы делу возможного единения со старокатоликами.

Идеи, которыми руководствовались старокатолики, совпали с собственными мыслями протопресвитера Иоанна Янышева относительно западной церкви, выссказанными  в его первом научном труде: "Исторический взгляд на постепенное отделение западной церкви от православной восточной" (1854 год). "Понятно, как это (старокатолическое - прим.авт.) движение должно было отозваться в душе И.Л. Янышева, увидевшего усвоение на западе   идеи, которая уже давно занимала его самого…".

Найдя в лице старокатоликов своих единомышленников на западе, отец Иоанн стал их главным апологетом до конца своей жизни. Он принимал участие практически во всех старокатолических конференциях и конгрессах.

Желая ближе познакомить российское общество со старокатолицизмом, Янышев перевел на русский язык и напечатал в церковно-публицистических изданиях некоторые вероучительные книги старокатоликов ("Катихизис, изданный в Бонне по поручению старокатолического синода в 1875 году", "Руководство к обучению кафолической вере в высших школах, изданное по поручению старокатолического синода в Бонне 1875 г." и труд старокатолического профессора Лангена "Разность в учении о Троице между западною и восточною церковью").

Отец Иоанн Янышев знакомил православную общественность со старокатолическим движением и своими трудами, главными из которых являются: "Об отношении старокатоликов к православию", "Новые официальные и другие данные для суждения о вере старокатоликов", "IV интернациональный старокатолический конгресс".  

Участвовал протопресвитер Янышев и в полемике, разгоревшейся в связи со старокатолическим вопросом - в своих  многочисленных печатных трудах он защищал молодое движение от нападок отрицательно настроенных ему отечественных богословов.

В качестве делегата от Общества любителей духовного просвещения, Янышев присутствовал на старокатолических конгрессах и на знаменитых Боннских конференциях, принимал  участие в работе учрежденной в Санкт-Петербургской официальной комиссии по старокатолическому вопросу.

Являясь свидетелем формирования старокатоликами своих вероучительных взглядов, И.Л. Янышев резко возражал, когда видел их несоответствие православной истине.

Основной заслугой протопресвитера Иоанна Янышева в деятельности по старокатолическому вопросу является то, что он, с одной стороны, знакомил российское общество со старокатолическим движением, а с другой, разъяснял старокатолическим богословам позицию православной церкви по многочисленным вопросам.

Единомышленником отца Иоанна в отношении к старокатоликам был генерал от кавалерии, почетный член Московской Духовной Академии, Александр Алексеевич Киреев (1833-1910). Выпускник Пажеского корпуса, генерал Киреев в 1862 году был назначен адьютантом к великому князю Константину Николаевичу, вместе с которым участвовал в подавлении восстания в Польше (1863-1864 гг.). С 1872 по 1877 год Александр Алексеевич состоял секретарем Петербургского отдела Общества дюбителей духовного просвещения. В это время Киреев сблизился с выдающимися русскими богословами, а также с западными приверженцами сближения с православной церковью.

Являясь членом Петербургской комиссии, работующей по старокатолическому вопросу, генерал Киреев "горячо принял к сердцу дело старокатолицизма и почти сорок лет, не щадя своих сил и трудов, с пламенною ревностью служил этому делу…" .

Свои взгляды, касающиеся старокатолического движения, Александр Алексеевич раскрывал по преимуществу в полемической форме. Главной задачей его трудов являлось выяснение сущности старокатолицизма, раскрытие его догматического содержания и указания его исторического значения как самого по себе, так, в особенности, и для нашей православной Русской Церкви.

Киреев считал, что старокатолическое движение являлось своего рода "мостом" между Востоком и Западом: "Я думаю, что на долю скромных и малочисленных старокатоликов выпадает роль не малая, а  именно - служить первым звеном между Востоком и Западом". 

I  Период неофициальных переговоров со старокатоликами (1871-1892).

Присутствие русских православных богословов на старокатолических конгрессах.

1.1 Мюнхенский конгресс (1870).

Началом неофициальных взаимоотношений представителей Русской Православной Церкви со старокатоликами можно считать присутствие профессора полемического богословия и немецкого языка Санкт-Петербургской Духовной Академии И.Т. Осинина (1835-1887), частным образом, на первом старокатолическом конгрессе в Мюнхене (1871). По своем возвращении профессор предоставил полный отчет о происходившем на конгрессе,  напечатав его в 11-м номере Христианского Чтения за 1871 год, под названием: "Старокатолическое движение и Мюнхенский церковный конгресс".

Осинин подробно описал весь ход конгресса и принятую на нем программу. (Но здесь, как и в дальнейшем,  будет рассмотрено только то, что касалось взаимоотношений нашей церкви со старокатолическим обществом).

Во время предшествующих конгрессу совещаний, Осинин разъяснил их участникам, "обнаружившим совершенное незнакомство с современными условиями государственной и общественной жизни в России …"  неправильность их суждений, касающихся отношений Российского государства к церкви (подозрение в цезарепапизме) и к польскому католическому духовенству.

В ходе конгресса, Осинин выступил с заявлением о сближении старокатоликов с Русской Православной Церковью. Профессор отметил, что между старокатоликами и православными существует разногласие в вопросе о Filioque, но выразил надежду на то что это и другие разногласия, со временем, будут устранены. Его заявление произвело благоприятное впечатление на всех членов конгресса  . 

1.2 Кельнский конгресс (1872).

В мае 1872 года центральный старокатолический комитет обратился к секретарю Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения А.А. Кирееву с просьбой сообщить условия возможного воссоединения старокатоликов с Русской Православной Церковью.  На заседании Общества был составлен ответ, где уточнялось, что Общество "не приписывает себе никакого официального положения…".  Общество представило следующие условия для соединения с Русской Церковью - тождество  в догматах и единообразие в обрядах, относящихся к таинствам и касающихся их сущности.  Этот ответ был отправлен старокатолическому комитету.

Со своей стороны, старокатолики выслали приглашение на конгресс, который должен был состояться в Кельне. В ответ на приглашение, от Общества любителей духовного просвещения в Кельн были посланы: протопресвитер И. Янышев, генерал А.А. Киреев и священник православной церкви в Висбадене Арсений Тачалов.

На этом конгрессе старокатоликами была высказана собственная точка зрения на воссоединение церквей: "Единение не состоит в единообразии…желающие произвести воссоединение исповеданий должны отказаться от желания навязать свои национальные особенности другой нации…соединение исповеданий может быть достигнуто лишь на почве священного Писания и вселенском исповедании древней церкви, изложенном по учению неразделенной церкви первых столетий".  

Кельнским конгрессом была учреждена комиссия, под руководством Деллингера, в обязанности которой входило вступить в переговоры с Православной церковью, а также  протестантскими обществами по вопросу единения.

1.3 Констанцский конгресс (1873).

На третьем старокатолическом конгрессе, проходившем в Констанце, от России присутствовали: протоиерей И.В. Васильев, генерал А.А. Киреев и священник Арсений Тачалов.    Протоиерей Васильев произнес речь перед участниками конгресса,  в которой отметил, что Православная Перковь была первой, поднявшей голос против папских нововведений. Также протоиерей Васильев заверил старокатоликов в том, что они "могут рассчитывать на содействие членов православной церкви, когда это найдено будет возможным". 

В виду того, что учрежденная на предыдущем конгрессе комиссия "соединения" так и не приступила к активной деятельности, на Констанцском конгрессе было решено разделить ее работу между двумя подкомиссиями.  Подкомиссия, назначенная для сношений с восточными церквями (в частности с нашей) работала в Бонне, под руководством профессора Лангена. Выбор способа ведения переговоров и схему вопросов, подлежащих обсуждению, старокатолическая сторона предоставила православным.

1.4 Фрейбургский конгресс (1874).

На четвертом старокатолическом конгрессе в Фрейсбурге кроме всех, участвующих в предыдущем конгрессе, присутствовал делегат от Московского отдела Общества любителей духовного просвещения - Феодор Михайлович Сухотин.

Мысль о воссоединении на конгрессе была высказана многими докладчиками. Было заявлено и о предстоящей международной конференции богословов в Бонне. 

Со стороны русских представителей с речью к конгрессу обратился священник Арсений Тачалов. В своем слове он сказал о том, что с самого возникновения старокатолического движения русские возлагали на него большие надежды, будучи убежденными, что "это движение не исчезнет бесследно и не прейдет в протестантизм…".

Отчет о Фрейбургском конгрессе был представлен секретарем Общества любителей духовного просвещения А.А.Киреевым первому Учредителю Петербурского отдела Общества великому князю Константину Николаевичу.

2. Обмен мнениями между Петербургским отделом Общества любителей духовного просвещения и старокатолической комиссией по вопросу о соединении с греко-российской церковью.

19 января 1874 года от лица совета Петербургского отдела Общества генерал Киреев отправил на имя старокатолического профессора Лангена письмо, в котором подтвердил принципы воссоединения, принятые  Кельнским конгрессом. К письму был приложен перечень "Догматических и главных обрядовых разностей, отличающих западную церковь от восточной православной", для выяснения степени православности старокатоликов. В перечне указывалось шесть догматических и семь обрядово-канонических "разностей" между Восточной и Западной церквями. Римо-католическим положениям в перечне противопоставлялись православные.

Догматические: О Церкви и ее Главе; о Святом Духе; О Пресвятой Деве Марии; о добрых делах; о грехах; о загробной жизни.

Обрядово-канонические: о символе веры; о таинстве крещения; о таинстве миропомазания; о таинстве Евхаристии; о таинстве покаяния; о таинстве брака; о таинстве елеоосвящения.

На заседании Общества любителей духовного просвещения 26 февраля 1874 года был зачитан ответ старокатоликов. В нем были высказаны замечания по поводу присланной схемы. Автор ответа - профессор Ланген отметил, что учение Западной Церкви выражено в схеме не совсем верно, также он просил православную сторону сделать более строгое разграничение между понятиями о догмате и частном (необязательном) мнении. В свою очередь Ланген прислал примечания к схеме догматических и обрядово-канонических разностей, в которых исправил некоторые положения, оказавшиеся, по его мнению, неточными, а по каждому отдельному пункту  высказался с позиций старокатолицизма.

Так закончился первый предварительный обмен мнениями между православной и старокатолической сторонами, в результате которого были намечены основные вопросы, рассмотрением которых занялись участники  Боннских конференций 1874-75 годов.

3. Боннские конференции 1874-1875 годов.

Огромное значение в деле переговоров нашей церкви со старокатоликами имели Боннские конференции, проходившие в 1874 - 1875 годах. Эти конференции, носившие частный характер, представляли собой международные съезды представителей православной, старокатолической и англиканской церквей, созывавшиеся по инициативе старокатоликов. На конференциях, проходивших в Бонне, представителями Восточной и Западной церквей впервые были сделаны попытки примирения на основе определения и установления учения неразделенной церкви. На Боннских конференциях были обнаружены и подвергнуты обсуждению все спорные вопросы вероучения православных, старокатоликов и англикан. В результате конференций между православными и старокатоликами было достигнуто согласие по большинству догматических и обрядово-канонических вопросов.

3.1 Первая Боннская конференция (13-16 сентября 1874).

Первая международная конференция, состоявшаяся в Бонне, была созвана по инициативе ее председателя - профессора Деллингера.  В своем приглашении на конференцию Деллингер определил ее цель, как: "…восстановление церковного общения, на основании единства в необходимом (unitas in necessariis), с сбережением и удержанием тех особенностей отдельных церквей, которые не принадлежат к существу древне-церковного исповедания". 

Основанием переговоров были объявлены "формулы первых церковных столетий и те учения и учреждения, которые во всей Церкви, как Восточной, так и Западной, до великого разделения их, считались существенными и необходимыми". 

В качестве представителей из России  на конференции присутствовали члены Общества любителей духовного просвещения: прот. Янышев, генерал Киреев, делегаты Московского отдела Общества священник Арсений Тачалов и Сухотин. 

На конференции  обсуждались различия в вероучении православных, старокатоликов и англикан (переговоры с которыми были выдвинуты на первый план). Обмен мнениями касался положений, через принятие которых предполагалось возможное сближение церквей. также обсуждался и перечень "разностей" между римо-католиками и правослаными, присланный Обществом старокатолической "комиссии соединения". Метод переговоров был следующим: сначала зачитывались тезисы "примирительного обсуждения", а затем спрашивались мнения.  С начала тезисы обсуждались старокатоликами с англиканами (на английском языке), а затем с православными (на немецком).

При открытии конференции председатель профессор Деллингер в своей речи заявил, что вся вина разделения церквей преимущественно лежит на западной церкви.

Главной темой обсуждения на конференции был вопрос об исхождении Святого Духа. Самим председателем в начале заседаний было заявлено, что прибавка Filioque в Никео-Константинопольский символ "составляет  самый существенный…вопрос, разделяющий западное кафоличество от восточного и что без удовлетворительного для обеих сторон его разрешения, о соединении с восточной церковью не может быть и речи".  

Незаконность вставки Filioque в символ была признана на конференции как старокатоликами, так и англиканами. Однако православные не соглашались с формулированным англиканами тезисом, касающимся этого положения. После продолжительных дебатов всеми тремя сторонами была принята следующая формулировка: "Мы согласно признаем, что способ, которым внесены слова Filioque в Никео-Цареградский символ, был незаконен, и что в надежде на близкий мир и единство очень желательно, дабы вся церковь внимательно взвесила возможность восстановить исповедание веры в его первоначальной форме, не жертвуя каким-либо истинным учением, выраженном в нынешней западной форме догмата, что ежели упоминаемое учение правильно и истинно, то оно и сохраниться; ежели оно окажется противоречащим вселенскому учению, то должно быть отстранено в виду желаемого соединения".

После этого заявления, рассмотрение вопроса о восстановлении вероисповедного символа в его первоначальной форме, конференция  поручила специальной комиссии.

Далее Деллингер зачитал тезисы, принятые старокатолическими богословами и выражающие некоторые моменты старокатолического вероучения. Эти вопросы касались: таинства Евхаристии, церковного предания, догмата о непорочном зачатии, молитв за усопших, епитимий и некоторые другие. После некоторых замечаний со стороны православных и объяснений старокатоликов положения были приняты всеми.

Православная сторона не приняла следующие тезисы, утверждающие, что:

1. Англиканская иерархия всегда была непрерывна - православные не соглашались принять это утверждение, ссылаясь на мнение митрополита Филарета (Московского). После заявления православных, положение было отложено.

2. Призывание святых не составляет такой обязанности, исполнение которой было бы необходимо для спасения каждого христианина - после возражения православных, сославшихся на постановление VII Вселенского Собора о почитании святых, их мощей и икон, и это положение отложили.

Что касается обрядово-канонических "разностей", указанных в присланном из России перечне, то старокатолики отдали предпочтение православной точке зрения. На конференции старокатоликами была заявлена и необязательность признания постановлений Тридентского собора.

После закрытия конференции православные представители были приглашены Деллингером для обсуждения присланного Обществом перечня "разностей".

Значение Боннской конференции 1874 года в том, что, во-первых, на ней впервые со стороны западной церкви (в лице старокатоликов) был сделан примирительный шаг по направлению к Восточной православной церкви, а во-вторых, православными было почти окончательно выяснено старокатолическое вероучение. Отрицательной стороной явилась симпатия старокатоликов к англиканам, ярко выраженная во время конференции.

Обществу любителей духовного просвещения было представлено три отчета о первой Боннской конференции: отчет старокатолического профессора Рейша, переведенный и дополненный Киреевым; отчет Ф.М. Сухотина и отчет протопр. Янышева. Также в петербургском отделе Общества 29 декабря 1874 года состоялось совещание, предметом которого было обсуждение Боннской конференции. Члены Общества одобрили деятельность на конференции делегатов Общества.

3.2 Вторая Боннская конференция (август 1875).

Цель второй конференции в Бонне была выражена в тексте приглашения, обнародованного Деллингером. Задачей предстоящей  конференции было восстановление взаимного общения церквей на основании общего признания главных пунктов христианского учения, которые "составляют сумму догматов, установленных первобытною неразделенною Церковью…".  Также отмечалось, что  намерение конференции не состоит в том, чтобы "посредством двусмысленных фраз, которые затем каждый, как ему угодно, мог бы толковать для себя, достигнуть призрачного соглашения" . На конференцию приглашался "всякий достаточно образованный богословски человек, чувствующий расположение к целям конференции…".

Незадолго до начала конференции Деллингер отправил письмо секретарю Общества любителей духовного просвещения Кирееву, в котором уточнял тему предстоящей конференции (Filioque) и просил, чтобы православные "не упускали из вида неприменное различие между богословским умозрением и учением церкви".

Вторая Боннская конференция превосходила все прочие старокатолические конференции по числу делегатов от православных церквей. Кроме представителей из России на конференции присутствовали депутаты от Константинопольского патриархата, Румынской и Болгарской и других восточных церквей.

Из России прибыли: протопр. Янышев, генерал Киреев, проф. Осинин, статский советник Филиппов, статский советник Т. фон-Теренер, депутат московского отдела М. Сухотин, свящ. Арсений Тачалов, киевский проф. Модестов.

Переговоры между старокатоликами и православными было решено вести без участия англикан (не исключая права их присутствия) на немецком и французском языках.

Центральное место в дискуссиях на конференции занял вопрос о Filioque, начатый на предыдущей конференции.

В самом начале заседаний профессору Осинину старокатолической стороной  было предложено изложить православную точку зрения на понятия догмат, богословское мнение и ересь. Удовлетворив просьбу конференции, Осинин в своем докладе определил эти богословские понятия следующим образом:

1. Догмат - пункт вероучения, который по своему происхождению и содержанию "коренится" в Божественном Откровении и следовательно, выражен: а) ясным образом в Свящ. Писании;  б) определением Вселенского Собора; в) единогласным свидетельством отцов древней Церкви, получившем обязательное значение и существующим в общем церковном сознании. 

2. Богословское мнение - все, что не относится ни к области догматического ни к области еретического.

3. Ересь - все то, что: а) противоречит догматическому учению; б) приписывает себе догматическое значение, заведомо не имея его.

Далее следовали продолжительные дискуссии, касающиеся Filioque. В результате между сторонами было достигнуто соглашение, в котором признавался авторитет вероопределений древней неразделенной церкви и незаконность вставки Filioque. С общего согласия учение об исхождении Святого Духа было сформулировано с помощью шести тезисов св. Иоанна Дамаскина, где в частности говорилось, что "Святой Дух исходит от Отца как из начала, причины источника Божества…Св.Дух не исходит от Сына…Св. Дух исходит от Отца через Сына".  Несмотря на принятие соглашения, многие участники конференции не посчитали его окончательным разрешением вопроса об исхождении Святого Духа. В связи с этим было предложено продолжить рассмотрение вопроса на подобной конференции через год (которая не состоялась).

На вопрос о признании старокатоликами числа Вселенских Соборов, те отвечали уклончиво: "только соборы древней неразделенной церкви имеют характер Вселенских Соборов".

По прибытии с конференции наших делегатов, 11 декабря 1875 года, на заседании Петербургского отдела Общества, состоялось традиционное уже "объяснение" по поводу Боннской конференции. Проф. Осинин, зачитал доклад, где выразил удовлетворение вкладом Боннской конференции в дело единения церквей. Его оппонентом выступил свящ. Герасим Яреда, который высказал сомнение по поводу истинности стремления старокатоликов встать на православную почву в вопросе о Filioque.

Значение Боннских конференций можно рассматривать двояко. С одной стороны, на них были достигнуты определенные положительные результаты: признание старокатоликами незаконности Filioque и многие другие пункты, в которых они сблизились с православными. Положительная сторона переговоров со старокатоликами и в том, что эти переговоры спровоцировали движение богословской мысли в России.

С другой стороны, Боннские конференции не достигли  ожидаемого результата. Причина безуспешности конференций находится в том, что несмотря на достигнутые соглашения, старокатолики и православные разошлись в главном: в понимании принципа, на основании которого должно было состояться единение. Обоюдно признав, что почвой для воссоединения является древняя неразделенная Церковь, старокатолики и православные разошлись в понимании ее пределов. православные отождествляли неразделенную церковь с церковью семи Вселенских Соборов, уклончивость старокатоликов в этом вопросе давала повод для сомнения в их стремлении к единению. Следует отметить также то, что старокатолики не придавали большого значения догматическим разностям. Участие в Боннских конференциях англикан наравне с православными свидетельствовало также о неправославной точки зрения старокатоликов на единение.

4. Период с 1875 по 1890 гг.

После последней Боннской конференции старокатолический вопрос в российском обществе на некоторое время был позабыт, за исключением лишь немногих лиц. Переговоры со старокатоликами не велись целых 15 лет. Большой друг старокатолизма протопр. Янышев писал: "Мы, русские, для них (старокатоликов  - авт.) - совсем чуждые и далекие люди. Нам они ничего не предлагают и сами ничего от нас на ожидают и не просят".

Такое охлаждение в отношениях было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, сблизившись в это время с англиканами, старокатолики уже не чувствовали себя обособленными от других христианских обществ. Во-вторых, в это время старокатолики занялись внутренним устройством и консолидацией своих разрозненных общин в единую Церковь. Объединение завершилось с принятием в 1889 году Утрехтской Декларации.

Текст Утрехтского Объявления вместе с катихизисом Швейцарской Христово-католической (старокатолической) церкви был прислан протопресвитеру Янышеву утрехтским архиепископом. Ознакомившись с Утрехтским Объявлением и катихизисом, протопр. Янышев заявил, что "в теории Восточная и старокатолическая Церкви действительно уже согласны между собой" и что его "всегда живое сочувствие старокатолическому движению - еще живее и глубже стало после прочтения опубликованных определений".

В это же время в России стал возобновляться старокатолический вопрос. В печати снова стали появляться статьи, посвященные старокатолицизму: Янышева, Беляева, Смирнова и  других. А 16 апреля 1890 года на собрании Московского отдела Общества, священник И. Соловьев возбудил полузабытый вопрос об отношениях со старокатоликами .

Таким образом, принятые старокатоликами положения Утрехтской Декларации способствовали вновь обращению к ним внимания со стороны русских.

5. Присутствие  русских православных богословов на международных старокатолических конгрессах (1890-1892).

5.1 Первый международный конгресс в Кельне (август 1890).

На конгрессе представителями из России были: протопр. Янышев, прот. А. Мальцев и настоятель русской православной церкви в Висбадене Протопопов.   По прибытии на конгресс протопр. Янышев подчеркнул, что они прибыли как частные лица. Затем им было зачитано приветствие, направленной старокатолическому конгрессу от первоприсутствующего члена Святейшего Синода митрополита Исидора.   

5.2 Второй  международный конгресс в Люцерне (1892).

Этот конгресс собрал много представителей от восточных православных церквей. Из России прибыли: протопр. Янышев, настоятель русской посольской церкви в Берлине прот. А. Мальцев, генерал Киреев, прот. Васильев и свящ. М. Казанский из Выборга.  На конгрессе обсуждались 9 тезисов, выработанных старокатолическим факультетом Бернского университета совместно с синодальным советом. В тезисах определялось значение старокатолицизма, уточнялось наименование "католик", обсуждалась деятельность церкви в современном обществе. В формулировании некоторых положений приняли участие и русские представители. Так, генерал Киреев зачитал реферат по поводу 6-го тезиса, в котором было выражено желание "основать международный богословский факультет, а также и международный богословский журнал".  В своем реферате секретарь Общества любителе духовного просвещения отметил, что старокатолики много сделали для сближения с учением древней неразделенной церкви,  на почве которой они уже стоят, однако этого еще недостаточно, так как остались нерешенными разные канонические вопросы. Киреев высказал мысль, что старокатоликам необходимо не только принять все, чему учила древняя Церковь, но и отвергнуть то, что она отвергла.

Янышевым, по просьбе старокатоликов, был прочитан доклад об "отношении Русской Церкви к прочим автокефальным православным церквям". Заканчивая свою речь, Янышев заявил, что старокатолическое движение "для восточной православной церкви единственное на всем христианском западе светлое и глубоко сочувственное явление". 

Люцернский международный конгресс имел поворотное значение в отношениях между старокатолической и Русской Церквями. Конгресс постановил просить старокатолических епископов вступить с представителями восточных церквей в официальные отношения. Но протопресвитер Янышев, предложил старокатоликам сначала переговорить с представителями православной церкви частным образом. Между Янышевым  с утрехтским архиепископом Гулем состоялось соглашение, по которому Янышев обязался сообщить условия, приняв которые старокатолики могли бы вступить в официальные переговоры с Русской Церковью. 

При закрытии конгресса отец протопресвитер передал конгрессу приветствие от старейшего иерарха Русской Церкви - митрополита Исидора.

Также конгрессом были получены сочувственные телеграммы от ректора МДА архимандрита Антония, профессора Н. Я. Беляева, председателя славянского благотворительного общества графа Игнатьева и от других лиц.

II Период официальных переговоров со старокатоликами (1892-1913).

Деятельность Петербургско-Роттердамской комиссии. Обмен мнениями (1892 -1908).

1. Назначение Санкт-Петербургской комиссии по вопросу единения церквей.

Вернувшись с Люцернского старокатолического конгресса, Янышев подал на Высочайшее имя докладную записку, в которой спрашивал  о целесообразности вступления в официальные переговоры со старокатоликами. Получив положительный ответ, Янышев обратился в Синод.

В результате сообщений, сделанных присутствующими на старокатолических съездах, Святейший Синод, своим указом от 15 декабря 1892 года за №5038 учредил специальную комиссию для выяснения тех условий и требований, которые могли быть положены в основу переговоров со старокатоликами.

Председателем комиссии был назначен архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В состав комиссии вошли: протопресвитер Иоанн Янышев, ректор С.-Петербургской духовной академии архимандрит Борис, настоятель Исакиевского собора протоиерей Петр Смирнов, настоятель Казанского собора протоиерей Александр Лебедев, преподаватель Пажеского корпуса протоиерей Петр Лебедев, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблер, профессора С.-Петербургской духовной академии И.Е. Троицкий, А.Л. Катанский и профессор В.В. Болотов, который был назначен делопроизводителем комиссии.

2.1. Донесение С.-Петербургской Комиссии Св. Синоду относительно соединения западных старокатолических Церквей с православными восточными (1893). 

Первое заседание комиссии состоялось 8 января 1893 года. На нем было установлено кого следует понимать под  старокатоликами, и какие документы следует считать авторитетными при суждении о старокатолическом вероучении. На последующих заседаниях, проходивших 15, 22, 29 января и 23 февраля  обсуждению подверглось Утрехтское объявление 1889 года и место, занимаемое Filioque в старокатолическом вероучении. Делопроизводителем комиссии В.В. Болотовым на заседании 22 января была зачитана, составленная им "справка", касающаяся учения старокатоликов об исхождении Святого Духа, изложенного в их вероучительных книгах. На эту же тему 29 января был зачитан доклад профессора А. Л. Катанского. После вышеперечисленных докладов и некоторых других справок и замечаний, была назначена специальная подкомиссия для составления православного изложения учения о Святом Духе (в подкомиссию под председательством архиепископа Антония вошли профессора В.В. Болотов и А.Л. Катанский).

9 июля 1893 года архиеп. Антоний представил на рассмотрение Синода составленное Комиссией донесение за №377, в котором были рассмотрены догматические и канонические вопросы, играющие роль в деле единения.  Комиссия признала старокатоликами христиан трех местных церквей: Утрехтской (в Голландии), Германской и Швейцарской, так как "лишь эти старокатолики имеют более или менее определившуюся церковную организацию, установившееся богослужение и авторизованные книги догматического и отчасти канонического характера".    Для составления мнения о старокатолическом вероучении комиссия использовала текст Утретхского Объявления 1889 года, катихизисы немецких и швейцарских старокатоликов и некоторые другие книги. Помимо этого комиссия использовала "Перечень догматических и главных обрядовых разностей, отличающих западную церковь от православной восточной", составленный Обществом в 1874 году;  ответ старокатоликов на этот перечень - "Замечания на схему quaestionum contraversarum" и отчет о заседаниях боннских конференций 1874-1875 годов. Сравнив современные данные с данными 1874-75 гг., комиссия пришла к выводу, что "старокатолики с 1874 года значительно приблизились к православной Церкви".

Комиссия указала на следующие положения старокатолицизма, имеющие значение в вопросе переговоров со старокатоликами.

1. Из всех догматических "разностей", указанных в "Перечне" 1874 года, по мнению комиссии, оставалась в силе только одна: вопрос об исхождении Святого Духа. Устранив Filioque из символа веры, старокатолики допускали для себя возможность держаться учения, выраженного в этом термине, как частного богословского мнения.

2.Комиссия высказала недоумение по поводу 6-го пункта Утрехтского Объявления, содержащего старокатолическое учение о таинстве Евхаристии. Так как в учении об этом таинстве православная и римо-католическая церкви были согласны между собой, то комиссия усомнилась в необходимости 6-го пункта Утрехтского Объявления.

Из канонических "разностей", отмеченных в 1874 году, комиссия остановилась только на одной: преемстве старокатолической иерархии. Комиссия установила, что происхождение утрехтской иерархии (от которой ведет свое начало старокатолическая)-канонически неправильное. Однако окончательное решение этого вопроса комиссия предоставила высшей церковной власти - Священному Синоду.

Остальные различия, указанные в "Перечне" 1874 года, по мнению комиссии не могли служить препятствием к принятию старокатоликов в общение с Православною Церковью. Комиссией были сделаны еще некоторые замечания, касающиеся отсутствия в старокатолических катихизисах и учебниках ясности по вопросу о числе Вселенских Соборов и некоторые другие.

На основании вышеизложенного, были составилены пункты, выражающие православное учение по вопросам о Filioque и Евхаристии, с предложением старокатолической стороне принять их.

Копия  донесения была отослана протопр. Янышевым утрехтскому архиепископу Гулю в мае 1894 года, после получения от него приглашения на третий международный старокатолический конгресс в Роттердаме. Со своей стороны, Утрехтский архиепископ обещал назначить комиссию для составления ответа.

2.2  Ответ Роттердамской комиссии (10 августа 1896).

Роттердамская старокатолическая комиссия для переговоров с Русской Церковью была создана на 3-м международном старокатолическом конгрессе в Роттердаме 27 августа 1894 года. Комиссия состояла из голландских, швейцарских и немецких богословов. Председателем был назначен епископ Рейкенс, а после его смерти епископ Вебер. Свое мнение на присланное из Петербурга донесение, Роттердамская комиссия установила только 4 августа 1896 года на конференции в Бонне. Старокатолическая комиссия прислала ответ Петербургской комиссии - "Мнение учрежденной в Роттердаме Комиссии о донесении С.-Пб. Комиссии Св. Синоду… ".

О Filioque, старокатолики ответили, что русская комиссия "не довольно резко отличает догмат от богословского мнения и поддерживает некоторые не совсем удачные по содержанию положения". Вопрос об исхождении Св. Духа находится в таких представлениях и выражениях, "которые не могут быть признаны вполне подходящими и потому могут быть усовершаемы".

Что касается 6-го пункта Утрехтского Объявления было дано разъяснение, что он был сделан по просьбе голландских старокатолических епископов, имевших некоторое подозрение в уклоне швейцарских и германских старокатоликов к кальвинисткому учению об Евхаристии. Свое отрицательное отношение к термину "пресуществление" старокатолики объясняли тем, что он не употреблялся в древней церкви. На вопрос: есть ли различие между старокатолическим и римо-католическим учением об Евхаристии было отвечено отрицательно.

По поводу голландских посвящений Роттердамская комиссия нашла понимание этого вопроса комиссией Петербургской неправильным "в существенных пунктах с исторической и предметной точки зрения". Также старокатолики отметили, что "составители донесения русской комиссии о голландских посвящения стали на точку зрения папского права". Далее была изложена точка зрения Роттердамской комиссии по данному вопросу.

По поводу замечания о неясности старокатолических катихизисов и учебников, старокатолики ответили, что Петербургская комиссия "смешивает символические книги с учебными руководствами".

2.3 Ответ С.-Петербургской комиссии на "Мнение" Роттердамской комиссии (8 августа 1897).

Петербургская комиссия не удовлетворилась ответом старокатоликов и сочла их пояснения недостаточными и требующими уточнения в пяти пунктах.

Ответ Роттердамской комиссии о Filioque, в Петербурге посчитали неполным: "Роттердамская комиссия не сказала своего мнения по существенному пункту учения Православной церкви о Св. Троице". Старокатоликам опять было предложено подтвердить  православную формулировку учения об исхождении Святого Духа. Православная комиссия при этом заметила, что богословское мнение о Сыне Божием, как о Причине или Сопричине Святого Духа "должно быть избегаемо, потому что не служит к уяснению догмата о Святой Троице".

В вопросе об Евхаристии предложили согласиться с 4 пунктами, формулирующими православную точку зрения на этот вопрос.

Об утрехтской иерархии было сказано, что она "канонически неправильна, а равно неправильна и происшедшая от нее иерархия старокатолическая, и что вопрос о ее действительности…может быть решен только голосом Церкви, когда старокатолики обратятся к ней с исповеданием своей веры…".

2.4 Ответ Роттердамской комиссии (19 ноября 1898).

Старокатолическая комиссия продолжала отстаивать свое мнение, о возможности придерживаться учения, выраженном в Filioque, как частного мнения, которого придерживались и некоторые отцы неразделенной церкви. По мнению старокатоликов, Filioque не могло быть препятствием к "восстановлению взаимообщения между восточною и старокатолическою церковью", так как "не Filioque разделило, а папа разделил восточную и западную церковь".

В таком же духе был дан ответ и по поводу термина "пресуществление": "С одной стороны церкви востока и запада были соединены, когда слово "пресуществление" еще не существовало. С другой стороны несомненно, что в богослужебных книгах русской церкви это слово не находится…ясно, стало быть, что слово "пресуществление" не может быть, под названием веры, навязано никому, кто бы он ни был".

В вопросе о каноничности утрехтской иерархии старокатолики также оставались при своем мнении.  

2.5 Ответ Петербургской комиссии (1907).

Ответ Роттердамской комиссии был дан лишь в 1907 году, после того, как участники проходивших в начале 20 века старокатолических конгрессов подтвердили приближение старокатоликов к православному пониманию  вопроса об исхождении Святого Духа.

Ответ Петербургской комиссии полностью касался Filioque. От старокатоликов вновь требовалось принятие тезисов, выражающих православную позицию относительно Filioque. Комиссией было отмечено, что "только ясные и не оставляющие места дальнейшим недоразумениям заявления могут привести к действительному устранению всяких препятствий для соглашения в этом пункте".

2.6 Ответ Роттердамской комиссии (9 марта 1908 года). 

В своем ответе старокатолическая комиссия высказала недоумение по поводу того, что снова рассматривается вопрос о Filioque. Члены Роттердамской комиссии дали обстоятельное объяснение своей точки зрения на догмат, богословское мнение и Filioque. Как и раньше старокатолики отстаивали свое право придерживаться Filioque, как частного мнения.

Роттердамская комиссия обратилась к Петербургской с просьбой представить этот ответ на предстоящем Соборе Русской Православной Церкви в Москве, чтобы собор мог составить определения "содействующие исцелению ран христианства и восстановлению церковного мира между православными и старокатоликами…".

Этот ответ был последним в обмене мнениями двух комиссий - ответа на него от Петербургской комиссии не последовало.

2.7 Заседание Петербургской комиссии 15-го февраля 1910 года.

С завершением обмена мнениями между Петербургской и Роттердамской комиссиями, их работа не завершилась. 7 января 1910 года Синод своим Указом напомнил Петербургской комиссии по вопросу единения продолжить работу и запросил ее мнение о последнем ответе Роттердамской комиссии.

В феврале 1910 года Петербургская комиссия собралась для обсуждения последнего ответа старокатоликов. Председателем комиссии в это время был назначен епископ Феофан, а секретарем А.Л. Бриллиантов. В состав комиссии вошли представители духовенства: протопресвитер И.Л. Янышев, протоиерей В.Г. Рождественский, протоиерей С.А. Соллертинский, протоиерей П.И. Лепорский; профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии -А.Л. Катанский, И.П. Соколов и А.Л. Бриллиантов и миряне: А.А. Киреев, Н.Н. Лодыженский.

В докладе последнего был подведен итог обмена мнениями между двумя комиссиями. Рассмотрев обмен мнениями между комиссиями за 1907-1908 года, Лодыженский пришел к выводу, что обе стороны пришли к соглашению по основным вопросам. В завершение доклада,  от лица членов комиссии, была выражена Синоду просьба "продвинуть хотя бы на один ближайший шаг разрешение уже сорокалетнего вопроса о воссоединении старокатоликов - не еретиков, а лишь, по невинному своему несчастью, раскольников с Православною Церковью".

Доклад комиссией был одобрен и направлен в синодальный Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

Синод благоприятно принял соображение Петербургской комиссии, что видно из письма, адресованного синодальной канцелярией А.А. Кирееву от 15 марта 1910 года за №2873, в котором было сказано, что Святейший Синод "готов оказать зависящее от него содействие успешности завершения занятий комиссии".

3. Обмен посланиями между Вселенской Патриархией и Святейшем Правительствующим Синодом Российской Православной Церкви (1902-1905).

В июне 1902 года Константинопольский Патриарх Иоаким III обратился к предстоятелям Поместных Православных Церквей с Окружным посланием, в котором спрашивал их мнение относительно желательности или нежелательности сближения с римско-католиками и протестантами, а также старокатоликами. На это послание последовали ответы от Церквей: Иерусалимской, Русской, Элладской, Румынской, Сербской и Черногорской. С воодушевлением поддержав идею христианского воссоединения, они выразили сожаление о невозможности, по их мнению, практического сближения с католиками и протестантами, поскольку ни те, ни другие не разделяют православного понимания этого воссоединения.

Ниже приводятся отрывки из посланий Константинопольского Патриарха, касающиеся старокатолического вопроса  и ответы Синода Российской Церкви.

3.1 Послание Вселенской Патриархии Святейшему Правительствующему Российскому Синоду от 12 июня 1902 года.

В своем послании Патриарх Иоаким III отметил горячую ревность "этих боголюбезных христиан (старокатоликов - авт.) о христианской истине и евангельской любви". Однако, ввиду того, что относительно старокатолического вероучения на Востоке не установлено какого-либо определенного мнения, а наоборот, наблюдается различие во взглядах, Константинопольский Патриарх считает необходимым поставить вопрос о старокатолическом обществе.

3.2 Ответное Послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии от 25 февраля 1903 года. 

Ответное послание русского Синода содержало одобрение постановки вопросов, сделанной Патриархом Иоакимом III.

Что касается старокатоликов, то Синод, упомянув о создании Петербургской комиссии по вопросу единения со старокатоликами, ответил, что последние "с самых первых шагов нашли себе сочувствие среди наших церковных деятелей и представителей  богословской науки, из которых некоторые приняли самое живое участие в их деле, неустанно работая в их пользу и в литературе, и на конгрессах". Но, несмотря на это, в настоящее время Русская Церковь "начинает с некоторой тревогой смотреть на будущее этого (старокатолического -авт.) движения: устоят ли старокатолики в своем первоначальном решении принадлежать только подлинной Вселенской Церкви и стремиться к единению с нею или же, увлекшись заманчивой…мечтой восстановить истинную Церковь у себя дома, своими научными силами и своим разумом, уклонятся на распутья протестантства, к великому горю всех своих искренних друзей?".

Задачу Русской Церкви по отношению к старокатоликам Синод формулирует следующим образом: "не полагая лишних преград к единению неуместной нетерпимостью и подозрительностью, но и не увлекаясь понятным желанием иметь полезных и многоученых союзников против Рима, серьезно и твердо…раскрыть им нашу веру и  неизменное убеждение в том, что только наша, Восточная Православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь Вселенская…".

3.3 Ответное Послание Вселенского Патриарха Святейшему Всероссийскому Синоду от 12 мая 1904 года.

В этом послании содержится мысль, что дело воссоединения западных христиан с Православной Церковью может быть достигнуто, если Поместные Церкви будут "принимать все возможные меры к тому, чтобы проложить путь к боголюбезному делу соединения всех, относясь к отделившимся с благоразумием в духе кротости". В послании также разделялась точка зрения Русской Православной Церкви на необходимость проявлять особую заботу к последователям старокатолического движения, поскольку они сами проявляют большое внимание к Православной Церкви.

3.4 Ответное Послание Святейшего Правительствующего Синода - Вселенской Патриархии от 18 марта 1905 года.

В ответном послании Синода Русской Церкви говорится о необходимости создания межцерковной комиссии для обсуждения вопросов веры и благочестия. Также Синод отметил практические шаги богословского характера, которые Русская Православная Церковь предпринимает для созидания взаимопонимания православных, старокатоликов и англикан.

3. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, проходивший в 1917-1918 годах отметил положительные результаты работы Петербургской комиссии. В рамках Собора действовал Отдел единства христианских церквей.

На последнем заседании Собора 7 (20) сентября 1918 года было решено продолжить диалог о единении со старокатоликами, основываясь на доктрине и традиции древней неразделенной церкви. Соборным определением предписывалось создать постоянную комиссию с отделениями в России и за рубежом для исследования разногласий на пути объединения с англиканами и старокатоликами.

Однако претворению этого, как и всех остальных соборных определений в жизнь помешали исторические события, произошедшие в России после 1918 года.

Первая мировая война и последовавшие за ней Октябрьская революция и Вторая мировая война на долгое время прервали вязь Русской церкви со старокатоликами.

4. Участие русских православных богословов в Международных старокатолических конгрессах (1894-1913).

Параллельно с работой Петербургско-Роттердамской комиссии представители Русской Церкви продолжали присутствовать на Международных старокатолических конгрессах, проходивших с 1894 по 1913 года. Эти конгрессы не представляют большого интереса для дела единения старокатоликов с православными ввиду того, что старокатолики обсуждали на них свои внутренние дела, а вопрос о единении не имел уже той остроты, которая наблюдалась на первых старокатолических конференциях. Это было обусловлено тем, что старокатолики достигли собственной самостоятельности  и, как верно подметил А.А. Киреев, присутствуя на 3-м международном конгрессе в Роттердаме - "вполне организовались (и) ни в нас, ни в ком не нуждаются…".  

Значение этих конгрессов заключается в том, что с их помощью поддерживалась связь между Русской и старокатолической церквями. Присутствующие на конгрессах русские представители передавали им приветствия от русской церковной иерархии и знакомили членов конгрессов с работой Петербургской комиссии по вопросу единения церквей.

4.1 Третий международный конгресс в Роттердаме (1894).

Со стороны Русской Православной Церкви присутствовали: протопресвитер Иоанн Янышев, протоиерей А. Мальцев  и его помощник священник В. Гекен, протоиерей Васильев, генерал А.А. Киреев. 

. Выступивший с речью протопресвитер Иоанн Янышев, передал конгрессу приветствие от митрополита Петербургского Палладия, сменившего покойного митрополита Исидора.

На этом же конгрессе для составления ответа на Донесение С.-Петербургской комиссии была  назначена комиссия, получившая название Роттердамской. 

4.2 Четвертый международный конгресс в Вене (1897).

От Русской Церкви присутствовали: протопресвитер Иоанн Янышев, генерал А.А. Киреев с сестрой - известной писательницей Ольгой Новиковой, редактор "Русского Паломника" А.И. Поповицкий, профессор Юрьевского Университета М.Е. Красножен, доцент Казанской духовной академии А.В. Керенский, протоиерей А. Мальцев. также на конгрессе присутствовали настоятели и члены причтов русских посольских церквей в Будапеште  и Вене. 

В речи, обращенной к конгрессу, протопресвитер Иоанн Янышев приветствовал его участников от лица митрополита Палладия, с выражением молитвенного пожелания, чтобы "Господь Бог Своей преизобильной благодатью споспешествовал всем благородным истинно христианским стремлениям старокатоликов". 

4.3 Пятый международный конгресс в Бонне (1902).

От Русской Церкви присутствовали: А.А. Киреев, профессор С.-Петербургской духовной академии, редактор двух духовных изданий ("Странника" и "Христианского Чтения") А.П. Лопухин, протоиерей русской церкви в Висбадене С.В. Протопопов, священник Василий Гекен, доцент В.А. Керенский. На Боннском конгрессе отсутствовали постоянные участники старокатолических конференций - протопресвитер Иоанн Янышев и протоиерей А.П. Мальцев.

Приветственное слово конгрессу было сказано генералом Киреевым. Им же было зачитано заявление от лица Санкт-Петербургской комиссии. Комиссия заявляла о своей глубокой заинтересованности старокатолицизмом.  Задержка ответа Роттердамской комиссии в заявлении объяснялась полемикой, возникшей в русской богословской литературе и касающейся старокатолического вопроса (в частности - ожиданием перевода ответа редакции "Международного богословского обозрения" профессору Гусеву). Помимо этого Петербургская комиссия заявила, что ценит решимость старокатолицизма стоять на почве древней церкви и "чем более уяснятся начала вероучения и жизни этой церкви…тем скорее и прочнее возможно осуществление так вожделенного взаимного общения в недрах единой святой, соборной и апостольской церкви". 

4.4 Шестой международный конгресс в Ольтене (1904).

Из России присутствовали: генерал А.А. Киреев, священник Д.Н. Якшич, В.А. Керенский и славянофил барон М.Ф. Таубе.

Священник Д.Н. Якшич от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) и епископа Ямбургского Сергия (Страгородского), председателя Петербургской комиссии по вопросу единения, приветствовал конгресс. Священник Д. Якшич заверил старокатоликов, что первоиерарх Русской Церкви, митрополит Антоний "взывает к Богу о соединении старокатоликов с нашею церковью и прочно уповает на то, что это единение со временем осуществится…надеется, что периодически созываемые старокатолические конгрессы послужат этому желаемому соединению".

4.5 Седьмой международный конгресс в Гааге (1907).

Генерал Киреев  передал конгрессу последний ответ Петербургской комиссии. Также А.А. Киреев приветствовал членов конгресса от имени первоприсутствующего члена Синода  митрополита Антония.

4.6 Восьмой международный конгресс в Вене (1909).

Указом Синода от 13 августа 1909 года, за №10912, генералу А.А. Кирееву было поручено приветствовать Венский конгресс от имени Синода и зачитать текст приветствия, составленный митрополитом Антонием. В  приветствии было отмечено, что деятельность старокатолического общества направлена на "уразумение и утверждение" вселенской истины. Митрополит Антоний приветствовал конгресс и выражал "молитвенные пожелания успеха в его (конгресса - авт.) занятиях, с твердой уверенностью, что труды съезда будут направлены делу единения".

4.7 Девятый конгресс в Кельне (1913).

На последнем перед Первой мировой войной старокатолическом конгрессе представителями от нашей церкви были: чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре Синода Н.Н. Лодыженский  и настоятель русской церкви в Дрездене протоиерей Д. Якшич. Частным образом на конгрессе присутствовала сестра уже покойного А.А. Киреева - О. А. Новикова.

После литургии, предшествующей заседаниям конгресса, утрехтскому архиепископу Гулю протоиереем Д. Якшичем был торжественно вручен последний ответ Петербургской комиссии. При этом прот. Д. Якшич на переданный им "ответ" указал, как "на доказательство того, насколько Русская Церковь и русские богословы стремятся к церковному единению со старокатоликами".  В ходе конгресса Якшич передал старокатолическому конгрессу приветствие от имени митрополита Санкт-Петербургского Владимира.

Похожие материалы

Информация о работе