Честно нести свой крест

Страницы работы

Содержание работы

http://www.mitopolia-sp.u/us/metopolitan/tudi/statya3.html --

«ЧЕСТНО НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»

Митрополит Владимир  "Вечерний Петербург", 29 декабря 1997 года.

Недавно наша газета опубликовала интервью с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Оно было посвящено 80-й годовщине восстановления патриаршей власти в Русской Православной Церкви. Сегодня Владыка, отмечающий 35-летие своего архиерейского служения, вновь отвечает на вопросы корреспондента "ВП".

— Что означает быть архиереем в сегодняшней России?

—За 35 лет я пережил и перевидал многое. Архиереем стал неожиданно для самого себя, вскоре после того, как я, молодой преподаватель Ленинградской духовной академии, был в 1962 году пострижен в монашество и наречен в честь сына Ярослава Мудрого, благоверного князя новгородского Владимира Ярославича, построившего на берегах Волхова храм Святой Софии. Решением Священного синода я был направлен на Святую землю в качестве заместителя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. А через полгода меня возвели в сан архимандрита и поручили присутствовать на сессии Второго Ватиканского собора наблюдателем от Русской церкви. 30 декабря 1962 года, рукоположенный в сан епископа Звенигородского, я был назначен представителем нашего Патриарха при Всемирном Совете Церквей в Женеве. Позже представлял интересы Русской Церкви при патриархе Антиохийском и всего Востока, служил епископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом в Средней Европе. Словом, немало провел за границей на церковно-дипломатическом поприще, и это значительно расширило мой кругозор, позволило иначе взглянуть на вещи, а в конечном счете дало возможность поставить свои знания и помыслы на благо укрепления духовности и нравственности в России.

Зимой 1970 года я вернулся на Родину и занял кафедру архиепископа Ростовского и Новочеркасского. По долгу службы приходилось часто менять епархии, и я объездил обширные районы страны, вплоть до Курильских островов. Что сказать об этом сложном, бурном тридцатипятилетии? Поначалу головной болью был атеистический прессинг, тактические шараханья официальной линии от терпимого восприятия религии в голодный послевоенный период до очередного приступа богоборческой истерии в 60-х годах, когда партия торжественно провозгласила, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Ударное "построение" рая на Земле, естественно, превращало Царя Небесного в злейшего конкурента законам диалектики и неутомимым кудесникам из ЦК КПСС... Сейчас в государстве, в политике, в умах произошел поворот на 180 градусов. Главной задачей стало возрождение духовности, веры, восстановление всех опор религиозной жизни — от храма до церковно-приходской школы. Церковь все увереннее перестраивает стратегию и тактику, переходит от глухой обороны к духовному наступлению во имя добра и счастья людей, величия свободной России.

 — Вам приходилось служить на самых разных кафедрах. Что запомнилась ярче всего?

¾ Действительно, волею Божией я сменил десять епархий; на иных задержался не дольше нескольких месяцев. Впечатлений за 35 лет, разумеется, накопилось на пухлый том мемуаров. Особенно запала в душу негромкая, без барабанного боя, но глубокая преданность многих простых людей отеческой вере, родному православию, готовность идти ради этого на неудобства, волнения, а то и жертвы. Помню, однажды в Ростове я причащал верующих. Внезапно, словно из-под земли, вырос какой-то незнакомый нам человек. Он деловито ходил возле собравшихся и грубо дергал за рукав мальчиков школьного возраста, заставляя их уйти прочь. Верующие заволновались, причащение могло сорваться. Тогда группа людей, не сговариваясь, окружила этого человека и спокойно, вежливо, не крича, не оскорбляя его, порекомендовала покинуть храм. Незнакомец тотчас удалился, отправившись, видимо, за взысканием в райком или горком. Вот эта тихая, непоколебимая верность нашего народа Богу, Церкви, Истине, признаюсь, поразила меня больше всего, заставила вновь и вновь задуматься о путях России, о горизонтах православия, о неизреченном промысле Господнем, закаливающем, укрепляющем человеческий дух тяжкими скорбями и испытаниями...

 — В начале прошлого года вы приехали к нам, на берега Невы. Скажите, каково быть митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и постоянным членом Священного синода?

— Всемогущий Господь не случайно привел меня во град Петров. Еще в марте 1992 года я был возведен в достоинство митрополита, и в сердце Русского Православия, Кремлевском Успенском Патриаршем соборе, Святейший Патриарх Алексий II возложил на меня белый клобук, в котором сам служил как митрополит Ленинградский в 1986- 1990 годах. А 12 января 1996 года в Успенском соборе Патриарх благословил меня на митрополичье служение в Петербург. С тех пор я здесь. Горжусь, что мой приезд символично совпал с возвращением Церкви основной части Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Какие стоят проблемы? Петербург - уникальный город, крупный порт на Балтийском море, транзитный и торговый центр, окно (и даже дверь!) в Европу. Через него к нам вливается западная культура, включая и ее спорные элементы; течет и встречный, тоже противоречивый, "экспортный" поток нашего культурного влияния. Тут, на северо-западном порубежье, многие явления "читаются" гораздо четче, яснее, рельефнее, чем в российской глубинке. Духовенство, приветствуя открытие границ и налаживание гуманитарных связей, не может тем не менее равнодушно взирать на активность сектантов, на разрушение семьи, на всплеск наркомании, на зомбирование молодежи, на пропаганду насилия и извращений, на попытки тотальной замены вековых отечественных традиций чужими и чуждыми нравами. Как митрополит я стараюсь поддерживать бизнесменов, интеллигентов, представителей всех социальных слоев, которые помогают городу, Церкви, нуждающимся людям, финансируют храмы, приюты, медицинские учреждения. Рано или поздно это окупится сторицей. Рано или поздно восторжествует здравый смысл, и общество, опомнясь, повернется лицом к утраченным святыням. В том же ключе я строю свою деятельность в Синоде, где решаются глобальные задачи православия, обсуждаются общехристианские проблемы, ставятся вопросы взаимоотношений с другими конфессиями.

Мы живем в трудное и великое время. Забот и хлопот — выше края, но роптать и жаловаться — не по-христиански. Надо не стенать, а честно нести свой крест. Отрадно, что встреча с прессой произошла накануне праздника. Я передаю горожанам и читателям "Вечернего Петербурга" наилучшие пожелания по случаю Нового года и Рождества Христова. Эта светлая дата напоминает, что Спаситель снизошел в мир освободить людей от греха, примирить их с Богом и друг с другом, сделать скромными и духоносными, дабы помочь вернуться в рай, откуда были изгнаны прародители наши Адам и Ева. Воистину думы о пришествии Спасителя даруют нам радость любви, братства, добра и всепрощения. Да благословит вас всех Господь!

Беседовал Яков ЕВГЛЕВСКИЙ

Со всеми пожеланиями и вопросами по организации We-сайта обращайтесь mailto:sudosa@mitopolia-sp.u"sudosa@mitopolia-sp.u Copyight © 1998 Санкт-Петербургская Митрополия

Похожие материалы

Информация о работе