Формирование (трансформация старых) основных институтов Нового времени

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

всех больших городах Европы имелся богатый класс купцов и представителей вольных профессий, а также трудовое городское население; городские низы; и в двух-трех местах можно увидеть начатки промышленных рабочих. Однако в целом сохранились старые сословные институты; дворянство имело свои парламенты и сеймы, города – свои хартии и гильдии, крестьянство – свой подневольный труд и голод. Социальное развитие, конечно, происходило, но до поры в устоявшихся социальных рамках. Когда же скорлупа, наконец, треснула, как в 1789 во Франции, в результате произошел беспримерный социальный взрыв.

Политика и мораль. Вслед за изменениями в политике меняются и ее основания и критерии оценки. Политика всегда была борьбой исторических носителей власти, с теми, кто стремился ее приобрести и организовать по-своему усмотрению. В Средние века политика включалась в общий нравственно-религиозный порядок, в целостность государства и Церкви, как двух форм Божьего владычества на земле и потому ее деятельность оценивалась их оценками и где совершалась несправедливость, там она совершалась с нечистой совестью (Гвардини). Теперь же и здесь все меняется.

Первым человеком, который теоретически обосновал новые принципы в политике, был Николо Макиавелли[26]. В своем трактате «Государь» (1514) он рисует портрет князя, который, подобно Цезарю Борджиа[27], умеет основываясь только на политической мудрости и последовательности действий водворить в подвластном ему государстве свою неограниченную власть. Отныне не ограниченную нравственными и религиозными нормами политику будут называть макиавеллизмом[28]. И до него убийства в политических целях имели место, но не воспринимались как доблесть. Было сознание греха и у министра, и у короля, и у последнего рыцаря. В новых условиях нравственность события определяется не по отношению к Богу, а по отношению к выгоде государя. Не Ленин выдумал: "Что хорошо для революции - то нравственно" или: "Что хорошо для ордена иезуитов - хорошо для Церкви". Критерии начинают сужаться. В конце XX в. в массовом масштабе в мире побеждает то, что называется "ситуационная мораль"[29].

Люди средневековья переходят в Новое время с иными критериями того, что хорошо и плохо. Первый литературно-исторический памятник, который зафиксировал изменение критериев в сфере политики - мемуары Филиппа де Коммина (1447-1511). Придворный Карла Смелого Бургундского он изменил сюзерену и перешел на сторону французского короля Людовика XI [30]. И свою измену он обосновал тем, что служит Франции. С точки зрения рыцарского кодекса чести - это преступление,  он - изгой, должен уйти в монастырь замаливать свой грех, потому что изменил своему господину, изменил своей клятве. Это первый значительный памятник, показывающий изменение морали в рыцарской среде.

"Политическая деятельность начинает представляться чем-то таким, что заключает свои нормы лишь в себе. Это что-то определяет не только практически, но и принципиально задачи, достижения, утверждения и отправления власти. Всякая несправедливость, оправдываемая этими задачами, совершается не только с чистой совестью, но даже со своеобразным сознанием выполняемого долга» (Гвардини).

Эта картина характерна для всего Нового времени. Но здесь я должен сделать еще одно очень важное замечание. Разложение христианского мира происходит на счастье очень медленно. На уровне лучших представителей эпохи мы знаем: с такого-то времени стали нарушаться рыцарские клятвы, с такого-то времени начали брать взятки, с такого-то времени начали брать проценты. Мы знаем это на уровне знаменитостей, тех, кто стал это делать, говоря языком современности, открыто. А вот если говорить о человеческом обществе, о человеке, то этот процесс происходит очень медленно и можно сказать, что он растягивается на все эти столетия.

Все больше и больше народу в него втягивается, больше всего в новые отношения втянулось людей во  время Английской и  Великой  Французской  революций. Следующий этап   -  это  победа демократических режимов, появление всеобщего избирательного права.

Формирование абсолютизма шло параллельно с развитием институтов гражданского общества. В основе - многовековая борьба городских и сельских общин с феодалами,

Гражданское общество[31]

Вслед за изменениями в развитии политической системы в Новое время происходят  принципиальные  изменения  в  самоорганизации общества. И хотя в ее основе – отказ от социального происхождения как критерия, новые общественные связи формируются на основе сложившихся в феодальном обществе институтов, прежде всего, права. Другими кристаллизующими институтами при создании гражданского общества выступили церковные и профессиональные общины, организованные для решения конкретных коммерческих задач общества[32]. На их основе в последующем будет воздвигнуто здание демократии. Но уже в XVI- XVII вв. высвободившиеся из под контроля государства институты проявили свою самостоятельность в политических революциях в Нидерландах и Англии.

Россия как часть Европы Нового времени.

К концу XVII  века Россия начинает восприниматься как неотъемлемая часть Европы. Окончательное утверждение ее как европейской державы в сознании общественного мнения произошло после победы над шведами под Полтавой (1709). Как  писал в работе "Век Людовика Х1У" Вольтер: "Уже давно можно ''рассматривать христианскую Европу вплоть до России (последняя лишь с 1716 г. вписана в королевский альманах) как разновидность большой республики, разделенной на множество государств - монархических или смешанных, аристократических или народных; но все они сочетаются друг с другом, все основаны на одной и той же религии, хотя и разделенной на множество сект, все разделяют одни и те же принципы общественного права и политики, не известные в других частях мира...".

Этой неотъемлемой частью цивилизованного (христианского мира) Россия была 300 лет, вплоть до Октябрьской революции. Во второй половине XX  века Запад приветствовал все шаги советской власти, направленные на выход нашей страны из изоляции. Сегодня и в нашей стране, и за ее пределами в странах Западной Европы дискутируется вопрос: «а европейцы ли мы?». Это тоже проявление кризиса европейского сознания и свидетельство завершения того исторического периода, который называется Новым временем.

Приложение I

Хуан де Авила

Сын выкреста из испанских евреев (conversa) Хуан де Авила родился в 1499 г. в деревушке Альмондавар дель Кампо в Новой Кастилии. С 1520 по 1526 г. он изучал гуманитарные науки, а затем теологию в университете Алкала — центре распространения гуманистических идей Эразма Роттердамского в Испании. После успешного окончания университета Хуан де Авила посвятил свою проповедническую и литературную деятельность переложению идей христианского гуманизма на язык церковной политики. Смелость проповедей и необычайное красноречие молодого священника привлекли внимание инквизиции, и он, проведя более года в заточении, предстал перед трибуналом, но был оправдан.

Плохое состояние здоровья заставило Хуана де Авила оставить проповедническую деятельность и поселиться в 50-х годах в маленьком андалузийском городке Монтилья, где он и прожил до своей кончины в 1569 г., ведя обширную переписку с многочисленными учениками и друзьями. Одним из последних, в частности, был его товарищ по университету Алкала архиепископ дон Педро Геррера из Гренады, президент испанской делегации на Тридентском Соборе. По просьбе дона Педро Хуан де Авила составил обширную записку (Memoriales), содержащую рекомендации участникам Собора по реформе католической церкви.

В этой записке  де Авила изложил основы своей концепции, указав, что основой социального контроля Церкви над верующими должно быть не усиление наблюдения за отправлением обрядов и не ужесточение наказания за формальные проявления аморальности, но воспитание с детского возраста в прихожанах добродетели и осознанного отношения к вере. Самой   важной   функцией   священника провозглашалось воспитание в сердце и уме каждого члена его паствы сознания своей ответственности перед Богом, как ее определяют христианские каноны[33].

Идеи Авилы  о  необходимости  поиска  воспитателем индивидуального подхода к воспитаннику легли в основу воспитательной и миссионерской программы иезуитов.

Одним из наиболее заметных исторических вкладов Хуана де Авилы в реформу католической церкви является решение Тридентского собора об учреждении семинарий, явившееся фактически   официальным   утверждением   образовательной программы, разработанной и осуществлявшейся Авилой в долгие годы его проповеднической деятельности в Андалузии.

Несмотря на многочисленные приглашения со стороны Лойолы, Авила так и не вступил в Общество Иисуса, ссылаясь на нездоровье

Приложение II

Капитализм

Капитализм (нем. Kapitalismus, fранц. capitalisme, англ. — capitalism, от капитал) — экономическая система, характерная черта которой разделение на собствеников средств производства, использующих их для получения прибыли, и наемных работников, для которых средства производства служат для непосредственного создания благ. Формой вознаграждения для рабочих является заработная плата.

В своем развитии капитализм прошел несколько стадий. Характерной чертой первой стадии является свободная конкуренция индивидуальных производителей, стихийное действие законов стоимости на рынке и отсутствие правового регулирования отношений между работодателями и рабочими (лезеферизм и свободный рынок рабочей силы).

Теоретическую основу капитализма на основе свободной конкуренции составляли принципы экономического и политического либерализма, которые разрабатывали Адам Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус. Комплексный анализ этой формы капитализма дал Карл Маркс в своем труде “Капитал”.

Во второй половине XIX века начался процесс концентрации и централизации капитала, результатом которого была замена свободной конкуренции индивидуальных предпринимателей системой монополистического капитализма. Одновременно появилась новая форма собственности (типа производства) — акционерная собственность. Под влиянием политического развития общества (централизация аппарата

Похожие материалы

Информация о работе