***************
1а 1204г. - взятие Константинополя воинством четвертого крестового похода, варварское его разграбление, кощунства над православными святынями, шестидесятилетняя “латинская империя” на востоке. Тогда разделение церквей перестало быть спором иерархов и спором богословским. чтобы на века войти в кровь и плоть церковного народа, сделаться постоянным аффектом церковного сознания. “Латинство” на востоке. “греки” на западе стали синонимом ереси, зла, ругательным словом. Встречались теперь уже не иерархи, а народные массы... Ужас разделения Церквей в том, что страдание от невозможности единство предпочесть Истине сменяется почти удовлетворением разделением. Это - эпоха постоянного углубления и расширения этого рва в сознании церковного общества.
Введение И именно эта психология наполняет такой нестерпимой ложью те “униональные” попытки, что тянутся с конца 11 века до самого падения Империи. Если в ранней Церкви единство мыслится как единство веры, любви и жизни, то для запада теперь вся проблема сводится к обному пункту: подчинению Риму. На всякую просьбу Византии о помощи Рим отвечает: признайте власть папы, и весь западный мир станет вашим союзником...
1в И вот тянется эта позорная цепь никогда не заканчивающихся переговоров, споров, обещаний, лжи, в которой есть все, кроме одного: желания единства. Для Византии эти попытки были почти исключительно вопросом политическим. И Церковь фактически отвергла их все, несмотря на давление императоров. Михаил VIII Палеолог, несмотря на сопротивление Церкви, через подставных лиц подписавший Лионскую унию 1274г., умер отлученный и был лишен церковного погребения.
В самой Византии с 13 века возникает течение “латинофорнов”, приверженцев западного церковного учения, но, подобно увлечению католицизмом иных русских аристократов 19 века, оно не было движением внутри Православной Церкви, а попросту обращением некоторых православных в католичество и потому ничего не меняло в сознании Церкви.
...И надо прямо сказать, что именно эти униональные попытки более, чем что либо, укрепили разделение, ибо сам вопрос о единстве Церкви надолго смешали с ложью, с расчетом, отравили его низкими и нецерковными мотивами. Церковь знает только единство и потому не знает “унии”. Уния есть неверие в единство, отрицание того огня благодати, который сожигает все “естественное” и все исторические обиды может сделать небывшими, преодолеть силой единства.
(Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Изд-во им. Чехова. Нью-Йорк, 1954. - 389 стр.)
*************
1д Папа присылал посольство к святому Владимиру еще в Корсунь, когда тот вел переговоры с греками об устройстве Церкви. Посольство успеха не имело. Приходили послы от папы к Владимиру и позднее, в Киев - в 991 и в 1000гг. Продолжались попытки переманить его к Риму и через дружественных католических королей - чешского и польского. В связи с этим появились обличения латинского неправоверия митрополита Киевского Леонтия. Он рассуждает о неправильности опресноков, поста в субботу, совершения полной Литургии во все дни Великого поста, целибата священников, филиоквы. Позднее митрополит. Георгий, предположительно около 1072г., написал “Стязание с латиною”. Святополк Окаянный был зятем польского короля Болеслава и, тайно подущаемый им, готовился восстать против отца. Заговор был раскрыт, Святополк с женой и ее духовником - епископом Кольбергским - посажены в темницу, где епископ и умер, а Святополк с женой были освобождены, но не прекратили интриг. Только окончательная победа Ярослава на Альте положила конец католическим замыслам. (с. 72).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.