Предыстория Флорентийской унии. История подготовки и заключения Флорентийской унии. Борьба святого Марка Ефесского. Последствия Флорентийской унии, страница 2

***************

1204г. - взятие Константинополя воинством четвертого крестового похода, варварское его разграбление, кощунства над православными святынями, шестидесятилетняя “латинская империя” на востоке. Тогда разделение церквей перестало быть спором иерархов и спором богословским. чтобы на века войти в кровь и плоть церковного народа, сделаться постоянным аффектом церковного сознания. “Латинство” на востоке. “греки” на западе стали синонимом ереси, зла, ругательным словом. Встречались теперь уже не иерархи, а народные массы... Ужас разделения Церквей в том, что страдание от невозможности единство предпочесть Истине сменяется почти удовлетворением разделением. Это - эпоха постоянного углубления и расширения этого рва в сознании церковного общества.

Введение И именно эта психология наполняет такой нестерпимой ложью те “униональные”  попытки, что тянутся с конца 11 века до самого падения Империи. Если в ранней Церкви единство мыслится как единство веры, любви и жизни, то для запада теперь вся проблема сводится к обному пункту: подчинению Риму. На всякую просьбу Византии о помощи Рим отвечает: признайте власть папы, и весь западный мир станет вашим союзником...

И вот тянется эта позорная цепь никогда не заканчивающихся переговоров, споров, обещаний, лжи, в которой есть все, кроме одного: желания единства. Для Византии эти попытки были почти исключительно вопросом политическим. И Церковь фактически отвергла их все, несмотря на давление императоров. Михаил VIII Палеолог, несмотря на сопротивление Церкви, через подставных лиц подписавший Лионскую унию 1274г., умер отлученный и был лишен церковного погребения.

В самой Византии с 13 века возникает течение “латинофорнов”, приверженцев западного церковного учения, но, подобно увлечению католицизмом иных русских аристократов 19 века, оно не было движением внутри Православной Церкви, а попросту обращением некоторых православных в католичество и потому ничего не меняло в сознании Церкви.

...И надо прямо сказать, что именно эти униональные попытки более, чем что либо, укрепили разделение, ибо сам вопрос о единстве Церкви надолго смешали с ложью, с расчетом, отравили его низкими и нецерковными мотивами. Церковь знает только единство и потому не знает “унии”. Уния есть неверие в единство, отрицание того огня благодати, который сожигает все “естественное” и все исторические обиды может сделать небывшими, преодолеть силой единства.

(Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Изд-во им. Чехова. Нью-Йорк, 1954. - 389 стр.)

*************

Папа присылал посольство к святому Владимиру еще в Корсунь, когда тот вел переговоры с греками об устройстве Церкви. Посольство успеха не имело. Приходили послы от папы к Владимиру и позднее, в Киев - в 991 и в 1000гг. Продолжались попытки переманить его к Риму и через дружественных католических королей - чешского и польского. В связи с этим появились обличения латинского неправоверия митрополита Киевского Леонтия. Он рассуждает о неправильности опресноков, поста в субботу, совершения полной Литургии во все дни Великого поста, целибата священников, филиоквы. Позднее митрополит. Георгий, предположительно около 1072г., написал “Стязание с латиною”. Святополк Окаянный был зятем польского короля Болеслава и, тайно подущаемый им, готовился восстать против отца. Заговор был раскрыт, Святополк с женой и ее духовником - епископом Кольбергским - посажены в темницу, где епископ и умер, а Святополк с женой были освобождены, но не прекратили интриг. Только окончательная победа Ярослава на Альте положила конец католическим замыслам. (с. 72).