Жизнь иконы. Исторический очерк о происхождении и развитии православного образа. Иероглифы христианской веры. Византизм и славянство, страница 2

По причине иконоборчества, сторонники которого уничтожали иконы, до нас дошло очень мало памятников V–VI вв., но зато сохранились иконы редкой красоты, главным образом, в монастыре святой Екатерины на Синае, не тронутом иконоборцами. Синайские иконы написаны в технике энкаустики, то есть пигментами, смешанными с воском. К ним относится, например, икона Спасителя с благословляющей десницей и Евангелием в шуйце, икона Пресвятой Богородицы с Младенцем на коленях, восседающей на престоле и окруженной святыми и ангелами, иконы разных святых. Цветовая гамма этих ранних энкаустиковых икон, скорее, скупая, но весьма изысканная: лики очень выразительны, взгляд оставляет глубокое впечатление. Современные им мозаики, украшавшие стены базилик, более иератичны, что, может быть, объясняется тем, что работа велась с менее податливым материалом. Тут следует отметить, что так же, как на иконах, в это время появляются иконописные типы которым изографы всех последующих веков остаются верными, так и на стенах храмов возникают первые композиции Двунадесятых праздников. Таково, например, Крещение Спасителя в церкви Сан Джованни-ин-Фонте в Равенне (Италия, вторая половина V века) или Преображение в соборном храме монастыря святой Екатерины на Синае, построенном при императоре Иустиниане. Все иконы Двунадесятых праздников создавались постепенно, по мере становления богослужений, относящихся к этим знаменательным дням православного календаря. Поэтому это не просто иллюстрации к соответствующему евангельскому рассказу, но и толкование к нему, и говорят они верующим о содержании и смысле каждого праздника в той же мере, как песнопения и чтения в храме.

В то время, как в Византии в борьбе за икону выкристаллизовывалось богословие иконы, Церковь на Западе имела дело с «варварами» — франками или германцами, которых не интересовали тонкости богословия. Их вера была прагматичной, и византийские рассуждения казались им лишними. Так, франкские богословы времен Карла Великого заявили, что иконы или стенопись в церквах не подлежат уничтожению, так как это все же не идолы, но не достойны ни поклонения, ни почитания, и их наличие или отсутствие ничего не прибавляет и не отнимает от христианской веры. Безразличие к христологическому аспекту иконопочитания увело западное искусство от православного образа — Запад дал шедевры религиозного искусства, но забыл икону.

Но вернемся к Византии. VII Вселенский собор в 787 году не сразу убедил императоров в своей правоте, и только с воцарением новой македонской династии возрождается иконопись в Византии. После продолжительного перерыва, вызванного иконоборчеством (во время которого в монастырях создавались отдельные иконы, примеры которых можно увидеть в собрании монастыря святой Екатерины на Синае), первыми памятниками этого периода, дошедшими до нас, стали мозаики святой Софии Константинопольской и святой Софии Солунской. Это столь же монументальные произведения, как те, которые можно увидеть на Западе в храмах V–VI вв., однако их композиция уже соответствует известному нам составу икон.

В собрании монастыря святой Екатерины на Синае имеются две доски, объединенные в диптих и относящиеся к Х веку, на которых написано двенадцать иконок великих праздников. Набор этот не совсем соответствует известным нам Двунадесятым праздникам: там не хватает трех богородичных праздников — Рождества Богородицы, Введения и Успения. В то же время, среди них есть «Воскрешение Лазаря» и две пасхальных иконы: Сошествие во ад и Явление Воскресшего мироносицам. Это первый известный нам памятник, где встречаются так называемые «канонические» иконописные изводы, которых придерживались иконописцы всех последующих веков до наших дней. Кроме того, диптих исполнен в яично-темперной технике, то есть так, как традиционные иконы пишут до сих пор.