Путешествие I В сознании обычного человека, обывателя, наступивший 2000-й год представляется просто как цифра – двойка с тремя нолями. А что стоит за этими нолями, умом постигнуть трудно. Ведь мы привыкли измерять время десятилетиями, которые соотносятся с нашим жизненным сроком. Или в редких случаях столетиями – на протяжении их еще можно как-то проследить жизнь своей страны, своего рода. Но охватить умом две тысячи лет...
Что уж говорить, даже ученые-историки, привыкшие держать в голове огромные пласты времени, бывает, пасуют перед «тремя нолями». Это видно из той научной дискуссии, что длилась не один десяток лет в отношении некоторых обстоятельств Рождества Иисуса Христа. Ученые засомневались в истинности слов, с которых, собственно, и начинается Евангелие: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давида...» (Мф.1, 1). В родословной перечисляются все колена от Авраама до царя Давида и дальше до Иосифа, отца-восприемника Иисуса. «Не кроется ли тут подделка? – засомневались историки. – Где это видано, чтобы человек мог помнить свою родословную, охватывающую минимум 1000 лет? А ведь именно столько отделяет рождение Христа от царя Давида. Да и вообще существовал ли «дом Давидов» к I веку от Р.Х.? Все родовые линии так перемешались, что Иосифа Обручника, скорее всего, подняли бы на смех, заяви он во всеуслышание, что принадлежит к царскому колену...» Так родилась гипотеза о том, что в родословие Христа сделана вставка поздними переписчиками. Мол, так мистификаторы пытались подтвердить ветхозаветные пророчества о Мессии: по ним Иисус Христос обязательно должен быть потомком царя Давида.
Сомнения историков привели к пересмотру многих мест Евангелия, в том числе и тех строк, которыми заканчивается Новый Завет: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя... Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!» (Откр. 22, 16-20). Маленькое сомнение привело к большому: если кто-то смог в Откровение вставить про «Давида», то и обещание Господа вернуться на землю – тоже чья-то вставка?
Но этим спорам вдруг был положен конец. Археологи, раскапывавшие иерусалимские гробницы, относящиеся к I веку от Р.Х., обнаружили маленькую табличку с тремя словами:
«Письмо» из 2000-летнего прошлого произвело эффект разорвавшейся бомбы – на табличке написано: «Принадлежащий к Дому Давида». Так в надгробной надписи сообщалось о каком-то жителе Иерусалима. И неверы были постыжены: да, царская родословная линия никогда не прерывалась вплоть до I века. И, несомненно, Иисус – сын Давидов.
На Святой земле так много свидетельств о Христе, что кажется, 2000-летние события происходили вчера. Да и что значат «три ноля» перед лицом вечности? Проходят годы, десятилетия, а земля, словно живая, все рассказывает и рассказывает нам, открывая новые факты, уточняя и подтверждая уже известное. И не только о прошлом свидетельствуют эти камни, но и о будущем – о втором пришествии Спасителя... Впрочем, отправимся с археологами на Святую землю и посмотрим своими глазами.
Путешествие II ...И правда, в Иерусалиме и окрестностях его столько свидетельств о прошедших тысячелетиях, что могут попасться на глаза в самых неожиданных местах. Не так давно израиль-ский археолог Елеазар Шукеник, идя по Елеонской горе, заглянул в русский женский монастырь, который находится там. Профессор Шукеник – довольно известный человек в научном мире, занимающийся самыми разными исследованиями. Среди прочего интересовала его и тайна Озии, царя Иудейского.
Озия был родным дядей пророка Исайи, и ни одно царствование со времен Соломона не было таким блестящим, как у него. За полвека он победил всех врагов и поднял Иудею до небывалого могущества. Но, как рассказывает Библия, успех же его и погубил. В чем-то его личность напоминает нашего царя Иоанна Грозного. Возгордившись, Озия решил самолично воскурить фимиам Богу, хотя по закону это положено делать только священникам. И вот входит он в святилище Храма, оттолкнув священников, приступает к самому алтарю – и тут же на лице его выступила проказа (2 Паралипоменон 17-19). Прокаженного поселили отдельно от людей, царствовать он уже не мог, к тому же был «отлучен от дома Господня». Прожил Озия недолго. Как заразного, его и похоронили отдельно, где-то «на поле царских гробниц» – так говорится в Библии. У древнего историка Флавия указывается, впрочем, что погребен он был «в садах своих». Как бы там ни было, могилу его впоследствии так и не могли найти, что дало повод думать историкам: а существовал ли вообще этот царь? Уж очень нравоучительная у него история, не выдумка ли это составителей и переписчиков Библии?
Загадка Озии интересовала и проф. Шукеника, который, кроме как в самой Библии, нигде не нашел ни одного свидетельства в пользу существования легендарного царя. Никаких, даже косвенных, «улик» не давали и археологические раскопки. И вот заходит он в русский монастырь и натыкается на плиту, на которой написано:
«В это место принесено то, что осталось от Озии, царя Иудеи. Не открывать».
Пораженный, профессор забросал вопросами русских монахинь: где нашли эту надгробную плиту, когда?! Тем и ответить нечего: нашли где-то на Масличной горе, а когда, кто ж точно помнит. Вот, мол, храним, древняя все-таки вещь...
Можно представить, как уговаривал профессор отдать эту «вещь» ему. Наверное, самым убийственным аргументом было то, что русские матушки не умеют читать по-древнееврейски. Если бы умели, то сразу бы увидели: «Не открывать...» Вещь-то «заразная»!
Впрочем, эта историческая реликвия осталась на прежнем месте, она хранится в небольшом музее при Вознесенском монастыре. Сестрам эта плита дорога своей древностью, ведь вполне возможно, ее видел и Христос, Который, конечно же, знал о поучительном примере с гордецом Озией, забывшим страх Божий. В том же храме, где Господь покарал кощунника, Сын Божий опрокидывал столы других кощунников – денежных менял...
Подготовил М.СИЗОВ (Использованы фотографии и сообщения из электронных выпусков Jerusalem Christian Review). © Copyright, 1999 to Jerusalem Bible Holy-Land Center, Jerusalem, Israel
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.