Рабочая программа по дисциплине «Культурология» (Тематика курса. Экзаменационные вопросы)

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. каф. «ОНД»

Агеева Л.Г.

_________________________

(подпись)

«___»_______________200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Содержание курса

1. Введение.

1.1.  Понятие культуры. Культурология как научная и учебная дисциплина.

Слово "культура" в языке. Основные подходы к определению понятия культура в науке (философский, ценностный, коммуникативный, семиотический). Философское определение культуры. Культура с точки зрения теории знаковых систем. Источники культурологии как науки. Место культурологии в системе гуманитарных наук. История появления термина и дисциплины. Различные понимания структуры и содержания культурологической науки.

1.2.  Проблемы происхождения культуры, общества и человека.

Социальный способ трансляции культуры. Последствия изоляции человека от общества (реальные маугли, А. Селкирк, прототип Р. Крузо). Два канала воспроизводства человеческих существ (соц. и биол.). Критерии разграничения человека и животных. Современные исследования в области зоопсихологии. Связь проблемы происхождения человека, культуры и общества. Основные теории происхождения человека: креационистская, трудовая, биологическая, мутагенная, космическая. Первоэлементы человеческой культуры. Культурный запрет (табу) как основной элемент культуры, его отличие от инстинктивных запретов (возможность нарушения, измененямость в истории). Древнейшие культурные запреты (инцест, агрессия), их связь с проблемой выживания племени. Способы регуляции культурных запретов. Смена способов регуляции. Вывод о основах человеческой культуры.

2. Основные культурологические теории.

2.1. Типологические теории в культурологических исследованиях.

Понятие о классификации как о начальном этапе любого исследования в науке. Типология как научный метод. Различные основания для построения классификации культур. Основные проблемы типологического метода. Синхрония и диахрония. Два главных подхода к построению типологии культур: эволюционный и локальных культур. Историческая типология культур Дж.Б. Вико. Культура, как проявления мирового разума, линеарная модель исторического развития культур в философии Гегеля. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Представление о независимости культур в развитии. Стремление к политической самостоятельности как движущая сила в развитии культурно-исторических типов. “Закат Европы” О. Шпенглера. Проблема предсказуемости истории, как основная проблема исторической науки (формационный подход, цивилизационный подход). Понятие культуры и цивилизации. Основные принципы шпенглеровского деления, понятие “душа культуры”, понятие “псевдоморфоза” в теории Шпенглера, его взгляд на русскую культуру. Периодизация истории культуры по Шпенлеру. Теория истории А. Тойнби. Концепция “вызова” и “ответа”, критерии выделения цивилизаций по Тойнби, их классификация, фазы развития. Ценностный подход как основа теории П.А. Сорокина. Понятие сверхсистемы. Особенности развития науки, искусства и философии в разных сверхсистемах. Причины кризиса современной цивилизации и пути его преодоления с точки зрения Сорокина.

2.2. Психоаналитический подход к изучению культуры.

Истоки психоанализа. Теория личности в психоанализе, концепция подсознания. Специфические черты ортодоксального психанализа З. Фрейда. Понимание культуры и ее происхождения в психоанализе, ее связь с неврозами. Отношение к психанализу в научном мире, раскол среди учеников Фрейда. Основные направления в психанализе. Аналитическая спихология К.Г. Юнга, ее основные положения и источники. Структура личности с точки зрения Юнга, понятие архетипа, коллкетивного бессознательного. Мифология, религия и искусство с точки зрения  Юнга. Современные направления в психанализе: трансперсональная психология С. Грофа, школа Э. Фромма. Влияние психоанализа на гуманитарную науку, философию и искусство.

2.3. Основные теории культуры в антропологии и этнографии. Функционализм.

Эволюционная теория Э. Тайлора, исторические предпосылки ее появления, основные положения. Представление об анимизме как корне всех религий и его критика. Диффузионизм как способ изучения культур, теория кульутрных кругов Ф. Гребнера, культурная мифология Л. Фробениуса. Функционализм Б. Малиновского, его критика эволюционного и диффузионистского подхода. Основные теоретические положения функционализма, представление о культуре, как едином организме.

2.4. Концепция игровой культуры.

Проблема определения термина “игра”. Различные подходы к понманию игры.  Теория Й. Хейзинги: признание универсального характера игрового начала в жизни и культуре. Эволюция игры, ее значение в разные эпохи, игра в современности, с точки зрения  Й. Хейзинги.

2.5. Структурализм и семиотика как попытка приблизить науки о культуре к точным наукам.

Истоки стуркутрализма и семиотики: структурная лингвистика Ф. де Соссюра. Первые попытки использовать точные методы в гуманитарных науках (“формальная школа” в русском литературоведении 20-х гг., работы В.Я. Проппа в области исследования сказки) и их предпосылки. Возникновение классического структурализма, работы Леви-Стросса в области исследования мифов и их роль в становлении метода. Основные направления структуралистских исследованиях (А. Греймас, К. Бремон). Московско-тартуская семиотическая школа, ее основные идеи и методы. Расширение понятия “знаковая система”, понятие “вторичная моделирующая система”. Возможности методов семиотики в разных областях знания. Кризис структурализма, постструктурализм и постмодерн - попытка освобождения от власти дискурса. Основные понятия постструктурализма: симулакр, деконструкция, концепция смерти автора Р. Барта.

2.6. Теологический подход к культуре.

Определение понятия “религия”. Происхождение термина, эволюция взглядов на религию. Многообразие человеческих религий, их основные типы. Культура как средство общения с духовным миром через посредство образов, знаков и символов. Религиозные корни культуры. Формирование культуры светской. Стратегии взаимотношений религии и культуры в современную эпоху. Кульутрный нигилизм ислама и протестантизма. Его истоки. Точки зрения на роль религии в современной России (религия для государства и общества или наоборот?).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
129 Kb
Скачали:
0