Первые опыты применения робототехники позволяют сделать выводы, которые необходимо учитывать при модернизации действующего и создании нового производства.
Главный вывод состоит в том, что начавшийся процесс роботизации охватывает все новые и новые отрасли производства. Далеко не все существующие решения этого вопроса удачны. Это вполне естественно. Накапливаемый опыт позволяет выбрать правильное направление роботизации. Как показала практика, роботизация оказалась невозможной на предприятиях с низкой организацией производства, слабо механизированных или с бессистемно меняющейся продукцией.
Роботизация случайных, не организованных должным образом операций не вносит ожидаемого порядка, она автоматизирует беспорядок. Заметим, что здесь речь идет о применении роботов первого поколения, которые пока единственно доступны для промышленности в широких масштабах. И они же предъявляют высокие требования к организации технологических процессов. Нелепо предполагать, что робот, требующий постоянного присутствия человека, будет эффективен для производства. Для этого необходим скрупулезный анализ всех этапов технологического процесса. Следует выделять повторяющиеся, легко предсказуемые операции, а также операции, не требующие непрерывного принятия решений.
Относительно высокая стоимость робототехники делает эффективным только ее групповое применение, когда затраты на эксплуатацию и поддержание исправного состояния робототехники распределяются на некоторое число ее единиц. В самом деле, что выгоднее — содержать одного наладчика около одного робота, или одного наладчика на группу роботов из 10—15 единиц? Ответ ясен — эффективность робототехники зависит не только от ее конструкции, но и от возможностей технологического процесса и его организации, пригодности смежного с роботом оборудования к совместной с ним работе, а также стоимости внедряемых устройств.
Эффективность и в массовости использования робототехники на производстве. Особенно сложно решать задачи роботизации в условиях действующего, сложившегося производства. Приведем такой характерный пример. Чтобы решить проблему применения роботов для обслуживания станков, представлялось достаточным поставить к станкам роботы, обучить их приемам работы станочника. Действительно, чего, казалось бы, проще, если имеется набор регулярно повторяющихся одинаковых операций: взять заготовку, загрузить ее в станок, обработать, снять готовую деталь и передать ее дальше, установить новую заготовку и т. д. Эти задачи как будто специально созданы для робота.
Однако позже выяснилось, что прежде чем роботизировать эти простые операции, нужно выполнить следующее: ограничить номенклатуру и типоразмеры заготовок, иначе захваты робота могут не подойти к ним; резко увеличить программу по данным типам деталей, чтобы переналаживать роботы хотя бы не каждый день; обеспечить текущий контроль состояния инструмента; пересмотреть способы транспортировки заготовок, упорядочить их положение в транспортных устройствах; исключить неориентированное положение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.